21 августа 2024 г.
Санкции США, объявленные в июне
Госкомпании и крупные предприятия — локомотивы импортозамещения
Пока средний бизнес проходит стадию принятия необходимости импортозамещения, госкомпании и крупная коммерция класса Enterprise уже определилась с новыми платформами и приступила к их тестированию и внедрению. На эти категории заказчиков особенно хорошо подействовал метод «кнута и пряника», которым пользуются регуляторы. С одной стороны, государство стимулирует переход на российские ИТ-продукты, в том числе финансово. С другой — есть директивы, которые запрещают использовать санкционное ПО в госкомпаниях и системообразующих предприятиях, и обходить их себе дороже.
Как следствие, организации, которые начали импортозамещение первыми, уже достигли существенных результатов. По нашим наблюдениям, на этапе тестирования и внедрения находится
Процент частных предприятий на стадии готовности к исполнению директив, как и в госсекторе, составляет порядка 70%. Понятно, что крупный бизнес смотрит на тяжелые корпоративные решения, чтобы закрыть сразу все свои потребности. То, что нужно таким предприятиям — это единая платформа.
«В 2021 году мы решили объединить все корпоративные сервисы в рамках одной платформы — супераппа. Ее открытость позволяет свободно добавлять любые сервисы в формате веб-приложений (смартаппов), на разработку которых уходят месяцы, а не годы. Смартаппы легко интегрируемы с корпоративными системами и дают возможность реализовать любой функционал. Таким образом, суперапп — место, где есть всё и попасть куда могут все сотрудники, — отмечает Василий Корнейчук, старший менеджер/ИТ бизнес-партнер блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью компании «Норникель».
Им критически важно не ошибиться с выбором — решение, которое не сможет развиваться в дальнейшем, им не подходит. Выбрать лучшее помогает «сарафанное радио» — оно прекрасно работает в больших корпорациях, все ИТ-решения изучены и активно обсуждаются на отраслевых конференциях.
SMB подтягиваются за крупными партнерами
Менее масштабному бизнесу не остается ничего иного, как технологически следовать за своими крупными партнерами в те же экосистемы. Не сделать этого — значит, остаться за бортом. По факту, малый и средний бизнес не формирует собственное мнение, а принимает выбор тех, от кого зависит. Привычный Skype for Business, к примеру, для SMB пока не под запретом, но чтобы работать дальше, надо переходить на российское.
SMB сейчас в плане импортозамещения тяжелее всего. Крупный бизнес может себе позволить мощные, многофункциональные российские решения на перспективу, а для компаний SMB такие продукты слишком затратны. Требуется считать эффективность.
К тому же, если бизнес сильно зависит от ИТ-инфраструктуры, отсутствие какой-либо функции у платформы может оказаться критичным. Бывает, приложение подходит идеально, дело за малым, но именно от этой детали зависит, останется бизнес жизнеспособным или нет. Ждать несколько месяцев, пока вендор выполнит свои обязательства из карты развития продукта, SMB не могут, но и средств на срочный индивидуальный заказ разработчикам у них нет.
Отметим, что запрос от SMB на механизмы интеграции и кастомизацию очень большой. Это целая воронка продаж дополнительных услуг. Но каждому вендору приходится фильтровать эти пожелания и вдумчиво принимать решения, за что именно браться, чтобы разработка принесла деньги.
В чем разница при выборе ИТ-решений госкомпаниями и бизнесом
Госкомпании действуют согласно директивам, они выбирают решения полностью российских вендоров из реестра отечественного ПО. Также им важны государственные сертификаты, такие как ФСТЭК, ФСБ. Бизнес же помимо механизмов защиты корпоративной информации и ИБ ориентируется на эффективность и свою стратегию развития. Именно вопрос об эффективности ИТ-решения для бизнеса, как правило, задает гендиректор. ИТ-директору нужно уметь доказать, почему тот или иной софт уже сейчас нужно тестировать, разворачивать, внедрять. Скажем, сможет ли нефтяная компания благодаря новому корпоративному мессенджеру добывать больше нефти, снизить себестоимость нефтепереработки, увеличить объемы реализации? Положительные ответы именно на эти вопросы дали старт внедрению российского мессенджера в одной известной нефтеперерабатывающей компании.
Основные сложности при выборе отечественных платформ
Основные вызовы лежат не в плоскости возможностей импортозамещающих решений — с этим у российских ИТ-вендоров все в порядке. Дело в том, что, образно говоря, многие клиенты по привычке хотят «Mercedes с салоном оттенка серый циркон». Отечественные платформы — давно не «Жигули», они уже вполне себе Hyundai, а некоторые и Mercedes в базовой комплектации, но всеми «плюшками» Mercedes все же пока не обладают. Когда разработчики спрашивают: «а вам, собственно, все-таки шашечки или ехать?» — клиенты задумываются. В этом и есть наиболее актуальная проблема выбора: ждать появление возможности «покрасить салон в один из сотни оттенков» или довольствоваться «салоном в базовом цвете, с подогревом, вентиляцией и массажем».
«Сейчас отечественные корпоративные платформы получили сильный импульс для развития. Мы видим, что монополия зарубежных вендоров ПО сильно пошатнулась. Импортозамещение это и тенденция, и необходимость. А с учётом того, что цифровизация растёт — это ещё и потребность. Появились отечественные ИТ-игроки, которые смогли успешно заместить зарубежные решения. Видится, что в ближайшем будущем нас ожидает серьезное увеличение доли отечественного ПО в компаниях. Уже сейчас мы видим курс на создание цифровых экосистем, которые в ближайшем будущем решат поставленные задачи бизнеса. Краткосрочные задачи сменятся долгосрочным и стратегическим планированием, где акцент будет на стоять на отечественных корпоративных платформах, — такой прогноз дает Павел Фурса, начальник отдела технической поддержки компании-дистрибьютора программного обеспечения MONT.
Приоритеты разных категорий клиентов в 2024 году
У банков и госкомпаний на первом месте безопасность, особенно у субъектов КИИ. Удобство использования, широкая функциональность или современный дизайн им менее важны. У SMB на первом месте удобство работы в инструменте и его стоимость, а также возможность обработки бизнес-критичной информации.
Есть отрасли, где ИТ настолько критично для бизнеса, что сбой в ИТ равен остановке бизнеса, и если бизнес большой — то в масштабах страны. Яркий пример — ритейл, который без специального ПО не может ни установить новые ценники, ни заказать поставки. Из всей коммерции ритейлеры первые, кто дует на воду, опасаясь сбоев в ИТ, они первыми выступают за надежность и поддержку. Каким бы красивым ни был софт, без поддержки ни один ритейлер его не купит.
Техподдержка вендора менее важна для крупных предприятий, где непрерывность работы ИТ-системы обеспечена силами внутренней поддержки. В приоритете у таких заказчиков — удобство и коммерческая эффективность. В вертикально интегрированных компаниях также важен широкий перечень доступных функций и возможности интеграции, поскольку у каждого подразделения свои задачи, и софт должен помогать их эффективно решать.
Лидеры среди крупных платформ определены, но требуются нишевые решения
Сегодня крупные отечественные корпоративные платформы, а это порядка десятка решений, на 100% закрывают задачи в части импортозамещения и на 60% потребности по автоматизации в целом. Заказчики доверяют вендорам этих решений. Они понимают, что ИТ-продукты, которые «умеют делать вообще все для всех отраслей и обладают сверхдизайном», да вот только рынок впервые о них слышит, — не больше, чем красивая маркетинговая кампания. Под маской «работающего чата в глобальной корпорации» вполне может скрываться продукт с весьма ограниченной функциональностью.
Все вендоры зарекомендовавших себя российских корпоративных платформ хорошо уживаются на общем рынке, не ведут ценовых войн и продолжают развиваться. Новых лидеров в этой нише не ожидается.
Источник: Сергей Артемов, директор по развитию eXpress