27 августа 2024 г.

Люк Брюне

Имя Люка Брюне хорошо известно* на российском ИТ-рынке. Летом 2022 г. он создал новую компанию — IT-Eurasia, чтобы «внести свой вклад в новый ландшафт ИТ и телекоммуникаций в России, Азии и Африке, который начал формироваться после первоначального шока, вызванного расширением санкций против России и уходом большинства западных поставщиков технологий из страны». Люк Брюне считает, что новый евразийский рынок только начинает формироваться, и что в ближайшем будущем произойдут новые серьезные изменения. Они могут быть связаны, например, с новыми санкциями против других стран Евразии или с медленной, но неизбежной миграцией с западных CPU/GPU на евразийские. И эти изменения необратимы.

Мы поговорили с Люком Брюне о будущем евразийского ИТ-рынка и перспективах сотрудничества российских и иностранных ИТ-компаний.

IT Channel News: Какие санкции наиболее болезненно сказались на российском ИТ-рынке? Можно ли говорить, что российский ИТ-рынок к ним адаптировался?

Люк Брюне: Судя по нынешней ситуации, мы можем сказать, что российский ИТ-рынок преуспел, особенно после радикального и жестокого решения вендоров покинуть страну. Конечно, у нас было время подготовиться с момента введения первых санкций в 2014 году. Но в целом мы не увидели никаких сбоев в развитии ИТ-сервисов в России, в облачных сервисах или в услугах мобильной телефонии.

Что касается наиболее болезненных санкций, то они, конечно, различаются в зависимости от сегментов рынка, например, между B2C и B2B. Однако я думаю, что самая болезненная часть — это финансовые санкции против российских, но также и против иностранных банков, которые блокируют или делают переводы средств более сложными и дорогостоящими. Как и в других сегментах отрасли, решение было и должно быть найдено, но затраты на ведение бизнеса определенно возрастают из-за этих ограничений, способствуя росту инфляции для потребителей и бизнес-заказчиков.

К сожалению, к этому добавляется еще больше давления и шантажа, и мы видим это каждый день. Думаю, например, что давление США, пытающихся остановить все платежи из России в Азию, будет только усиливаться, и что вскоре нам, возможно, придется полагаться на наличные деньги или криптовалюту для поддержания разумного уровня импорта систем и компонентов. Это также может привести к периоду недостаточной доступности оборудования, что вынудит пользователей и разработчиков оптимизировать все ИТ-ресурсы.

IT Channel News: Какова роль параллельного импорта сейчас? Периодически российские вендоры выступают с предложениями к регуляторам о запрете параллельного импорта того или иного ИТ-оборудования. Представители канала считают, что эти требования не всегда оправданы. В какой продукции, поставляемой по каналам параллельного импорта, мы по-прежнему нуждаемся, а от чего уже можно отказаться?

Л. Б.: Я предлагаю разделить схему параллельного импорта на 3 подсегмента.

Первый сегмент — это параллельный импорт товаров из недружественных стран, в большей или меньшей степени от поставщиков, которые покинули Россию в 2022 году. Я считаю, что этот сегмент следует сократить насколько возможно, поскольку это обеспечивает доходы поставщикам, которые покинули наш рынок в 2022 году. Думаю, что с этической точки зрения неправильно поддерживать их бизнес сейчас. Запрет на эти продукты может быть логичным шагом, хотя запреты или санкции, как правило, не очень продуктивны и часто приносят неожиданные результаты — и мы видим это на примере санкций, введенных против России!

Второй сегмент — импорт продукции из дружественных стран, основным поставщиком которых является Китай. Из-за финансовых санкций и боязни китайских компаний попасть под санкции для импорта этих продуктов также используются схемы параллельного импорта. Вместо того чтобы запрещать продукты из 1-го сегмента, я бы предпочел сделать все, чтобы облегчить импорт евразийских продуктов в целом.

Третий сегмент — импорт продуктов и услуг ПО для поддержания и модернизации большой установленной базы западных продуктов. В этом сегменте, я считаю, нам нужно окно в 3-5 лет, чтобы убедиться, что российские конечные пользователи получат максимум от инвестиций, вложенных до 2022-23 гг. Затем, конечно, эта установленная база должна быть более или менее полностью заменена российскими или евразийскими решениями.

IT Channel News: Какие страны проявляют интерес к сотрудничеству с российскими ИТ-компаниями? Чем привлекателен для них российский ИТ-рынок?

Л. Б.: Продажи в России не являются чем-то новым для ряда китайских и корейских компаний и, в некоторой степени, для некоторых индийских компаний. В то время как Корея на данный момент официально применяет западные санкции, Индия и Китай действительно продают товары в Россию, но с большим количеством ограничений из-за растущего давления США с целью остановить их.

Все остальные страны только знакомятся с идеей появления евразийского рынка и в большинстве случаев понятия не имеют о том, как и что продавать в России. Этот процесс только начинается, и нам не следует ожидать волны компаний, выходящих на наш рынок в следующем году, как это было в случае с американскими компаниями, хлынувшими в Россию после 1991 года.

Стран с высоким уровнем заинтересованности немного, поскольку лишь некоторые обладают реальным и солидным потенциалом развития и производства.

Помимо трех упомянутых выше стран, основной интерес исходит от Ирана. В Иране на одного жителя приходится высокий процент инженеров, что действительно близко к ситуации России. И за эти годы они развили очень хорошие навыки работы в сфере информационных технологий, поскольку с 70-х годов Иран находился под санкциями США. Основными областями специализации являются:

  • Управление и обслуживание западных решений, особенно программного обеспечения — они уже используются некоторыми заказчиками в России, и IT-Eurasia может быть использована в качестве центра для выявления экспертов в Иране. Такие сервисы могут оказаться еще более полезными, если нам действительно придется жить в период дефицита аппаратных ресурсов.
  • Большой опыт разработки и эксплуатации программного обеспечения для обеспечения информационной безопасности. Несмотря на то, что в России развитое предложение в этом сегменте, еще предстоит рассмотреть сотрудничество в областях, где опыт Ирана уникален.
  • Опыт работы в робототехнике.
  • Наконец, в Иране есть большое количество инженеров высшего уровня, которые могут быть привлечены российскими компаниями на аутсорсинг, поскольку нехватка специалистов в этой области все еще является проблемой в нашей стране.

IT Channel News: В чем основные сложности для азиатских и африканских компаний в выходе на российский ИТ-рынок?

Л. Б.: Азиатские компании являются основными кандидатами на выход на российский рынок. Сегодня препятствиями для них являются:

  • Приоритет, отдаваемый российским поставщикам на государственных и крупных критически важных предприятиях. Это означает, что часть рынка (большая) может быть освоена только в сотрудничестве с российским партнером, способным инвестировать в местные производственные мощности.
  • Для остальной части рынка серьезной проблемой является все еще нестабильная ситуация на рынке в России, в частности неопределенность в отношении условий санкций и архитектур процессоров, которые станут доминирующими через несколько лет.
  • Наконец, проблема платежей из-за санкций также является препятствием, не говоря уже о страхе многих компаний открыто вести бизнес в России и оказаться в санкционном списке.

IT Channel News: Какие страны наиболее интересны и перспективны для российских ИТ-компаний?

Л. Б.: Китай и Индия, конечно, являются крупнейшими рынками по размеру и ресурсам, но также и самыми сложными на сегодняшний день. Поэтому я думаю, что наиболее интересны страны Юго-Восточной Азии, такие как Вьетнам, Индонезия, Малайзия и страны Западной Азии — с Саудовской Аравией в качестве крупнейшего рынка там. Страны, только что вышедшие из войны или все еще нестабильные, также могут быть охвачены, например, через Иран. То же самое верно и для африканских стран, и мы работаем с иранским партнером над созданием центра продаж в Африке, на очень специфическом рынке.

Но, за исключением некоторых стран Африки и Западной Азии, мы должны понимать, что не все находятся под санкциями США (хотя это может измениться в будущем), а конкурентами являются все китайские и американские компании. Это означает, что российское предложение должно быть очень привлекательным с точки зрения функций и/или цены, чтобы иметь шанс.

По-настоящему большие возможности откроются, когда от санкций пострадают больше стран или когда западные конкуренты потеряют привлекательность. Я думаю, мы обсудим это позже.

IT Channel News: В каких ИТ-продуктах российских компаний заинтересованы зарубежные заказчики? В чем российские ИТ-компании наиболее сильны?

Л. Б.: Большинство стран Евразии не находятся под санкциями, и российской продукции приходится конкурировать как с западными, так и с китайскими компаниями. Это означает, что конкурентным преимуществом в основном могут быть исключительные характеристики и/или очень низкая цена, что довольно сильно затрудняет проникновение на рынок. СНГ также является частью Евразии, и российским компаниям в этом регионе живется легче.

Ряд российских компаний, в основном в сегменте программного обеспечения, добились успеха, как, конечно, «Касперский», «1С» или Softline. Тем не менее, я думаю, что растущее число санкций против многих стран Евразии из-за географического расширения текущего противостояния между Западом и глобальным Югом в сочетании с постепенным смещением технологического лидерства с Запада на Восток откроют новые перспективы для России, если наши вендоры смогут воспользоваться этой возможностью. Если им удастся позиционировать российскую продукцию как основную альтернативу китайской, мы сможем занять значительную долю рынка в Евразии как в сегментах HW, так и SW.

IT Channel News: Когда говорят про экспортные возможности российских ИТ-компаний, чаще имеют в виду разработчиков софта. А есть ли экспортный потенциал у российских вендоров «железа»? Если да, то в каких продуктовых направлениях?

Л. Б.: Повторюсь, большинство стран Евразии до сих пор не находятся под санкциями и могут покупать у всех китайских и западных поставщиков, поэтому никому на самом деле не нужно новое предложение из России, использующее ту же архитектуру Intel/AMD и вряд ли более дешевое, чем китайские бренды. Когда российские производители предложат новые процессорные архитектуры, и когда санкции будут распространены на эти страны, картина будет совершенно иной. Но это произойдет не раньше, чем через несколько лет.

У нишевых поставщиков, вероятно, есть шансы развивать бизнес в Евразии уже сейчас, например, в сегментах телекоммуникаций/сетей, Интернета вещей или искусственного интеллекта, или в вертикальных решениях — например, в нефтегазовой отрасли или транспорте. ИТ и телекоммуникации для военных — это тоже очевидная возможность, но за рамками нашего нынешнего обсуждения.

IT Channel News: Есть ли перспективы у российских интеграторов на евразийском рынке? Насколько их опыт работы с российскими заказчиками может быть транслирован на клиентов из стран Азии и Африки?

Л. Б.: Как и для всех рынков и предприятий, вопрос всегда один и тот же: что я могу предложить в качестве отличительного признака, чтобы сделать мои продукты или услуги более привлекательными по сравнению с конкурентами.

В случае системных интеграторов ключевым фактором успеха являются знания и взаимоотношения с конечными пользователями, и это, конечно, проблема при выходе на новый рынок.

Думаю, что быстрого выхода на евразийские рынки ожидать не стоит, и я скорее ожидаю, что системные интеграторы выиграют от международной экспансии крупных российских конечных пользователей (клиентов интеграторов), которые, безусловно, смогут добиться успеха в Евразии после развития торговли на основе нескольких двусторонних соглашений между Россией и дружественными странами Евразии.

Это должно отражать развитие некоторых западных интеграторов в России за последние десятилетия, извлекающих выгоду из быстро развивающегося бизнеса своих клиентов в России, таких, например, как T-System, Orange, Thales и другие.

* Люк Брюне переехал в Россию из Франции в 1993 году с DEC (Digital Equipment), участвовал в управлении российским бизнесом ряда иностранных ИТ-вендоров (Sony, 3Com и EMC) до 2008 года. Входил в совет директоров российских дистрибьюторов — OCS (до 2014 года) и RRC (до 2022 года).

Окончание следует

Источник: IT Channel News