28 августа 2024 г.

Увеличить
Рис. 1. Четыре укрупненные группы, на которые аналитики ЦМАКП разбили 17 продуктовых ниш, имеющих экспортный потенциал. Источник: ЦМАКП, август 2024 г.
Увеличить
Рис. 2. Бостонская матрица. Источник: ЦМАКП, август 2024 г.
Увеличить
Рис. 3. Экспортный потенциал некоторых стран с точки зрения «бостонской матрицы». Источник: ЦМАКП, август 2024 г.
Увеличить
Рис. 4. Количество перспективных зарубежных рынков. Источник: ЦМАКП, август 2024 г.

В 2022 году ФРИИ выделил и описал развитие на российском рынке 17 продуктовых ниш. В 2023 году Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования по заказу ФРИИ разработал и апробировал методику оценки экспортного потенциала этих ниш.

Эти 17 ниш упоминались в докладе ведущего эксперта направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Романа Волкова «Потенциал экспорта российских товаров и услуг новых коммуникационных интернет-технологий». Доклад был представлен в рамках панельной сессии «Ставка на креативную экономику: вклад индустрий и специализация регионов» Форума креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке», прошедшем в августе этого года в г. Хабаровске.

В докладе были представлены результаты оценки экспортного потенциала 17 продуктовых ниш российского ИКТ-рынка, имеющих экспортный потенциал. Для анализа аналитики ЦМАКП объединили их в 4 укрупненные группы: кибербезопаснсть, создание контента, интернет-маркетинг, сетевые взаимодействия (рис. 1).

В отношении каждой из указанных продуктовых групп проводился анализ экспортных перспектив российских компаний на рынках порядка 200 иностранных государств и отдельных территорий. Для этого использовались открытые источники данных международных организаций и национальных органов статистики, характеризующих:

  • политические факторы (данные ООН, ЕАЭС, ШОС, СНГ, ОДКБ, БРИКС);
  • cоциально-экономические факторы (данные Всемирного банка, МВФ, Отдела статистики ООН, Международного союза электросвязи (International Communication Union, ITU), национальные органы статистики многих государств);
  • сотрудничество зарубежных стран с Россией (данные Росстата, ФТС России, Банка России, открытые источники по инвестиционным проектам).

Анализ экспортного потенциала товаров и услуг, входящих в данные ниши, производился, среди прочего, с использованием инструмента «бостонская матрица» применительно к рынкам отдельных стран. «Бостонская матрица» предполагает, что в зависимости от двух параметров (объем рынка и потенциал данного рынка), каждый продукт или услуга может быть отнесён к одному из четырех квадрантов (рис. 2):

  • «Звёзды» (Высокий рост объёма продаж и высокая доля рынка. Долю рынка необходимо сохранять и увеличивать. «Звёзды» приносят очень большой доход. Но, несмотря на привлекательность данного рынка, чистый денежный поток достаточно низок, так как требует существенных инвестиций для обеспечения высокого темпа роста);
  • «Дойные коровы» (Высокая доля на рынке, но низкий темп роста объёма продаж. «Дойных коров» необходимо беречь и максимально контролировать. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют дополнительных инвестиций и сами при этом обеспечивают хороший денежный доход. Средства от продаж можно направлять на развитие «Трудных детей» и на поддержку «Звёзд»);
  • «Трудные дети» (Низкая доля рынка, но высокие темпы роста. «Трудных детей» необходимо изучать. В перспективе они могут стать как «звёздами», так и «собаками»);
  • «Собаки» (темп роста низкий, доля рынка низкая, как правило, низкая рентабельность и высокие издержки присутствия на рынке).

Некоторые эксперты утверждают, что от «собак» необходимо как можно скорее избавляться, ну или хотя бы минимизировать их наличие. Однако Роман Волков не вполне согласен с необходимостью избавляться от «продуктов-собак» и полагает, что это уже вопросы индивидуальной стратегии экспортеров.

Однако ближе к делу. То есть к некоторым выводам, которые эксперты ЦМАКП сделали на основе анализа многочисленных открытых источников, касающихся экспортного потенциала нескольких десятков стран (рис.3).

На рис. 4 указано количество перспективных зарубежных рынков для каждой из четырех укрупненных ниш, перечисленных на рис. 1.

  • Из столбчатой диаграммы видно, что для продуктов по обеспечению кибербезопасности имеются 10 потенциальных «рынков-звезд», 31 потенциальный рынок категории «трудные дети», одна «дойная корова» и 76 «рынков-собак».
  • Второе место по количеству «рынков-звезд» (8) занимает укрупненная группа «интернет-маркетинг». Кроме того, в этой группе, с точки зрения аналитиков ЦМАКП, содержатся 11 «трудных детей», 27 «продуктов-собак» и одна «дойная корова».
  • Третье место по количеству «рынков-звезд» (6) занимает укрупненная группа «создание контента». Кроме того, в данной группе, с точки зрения аналитиков ЦМАКП, содержатся 85 «трудных детей», 47 «продуктов-собак» и одна «дойная корова».
  • Замыкает список группа товаров и услуг «сетевые взаимодействия». В этой группе «дойных коров» нет совсем. Зато есть четыре «звезды», двое «трудных детей» и 38 «продуктов-собак».

В «Википедии» перечисляются следующие преимущества «бостонской матрицы»:

  • теоретическая проработка взаимосвязи между финансовыми поступлениями и анализируемыми параметрами
  • объективность анализируемых параметров (относительная рыночная доля и темп роста рынка);
  • наглядность получаемых результатов и простота построения;
  • она позволяет сочетать анализ портфеля с моделью жизненного цикла товара;
  • проста и доступна для понимания;
  • легко разработать стратегию для бизнес-единиц и инвестиционную политику.

О недостатках «бостонской матрицы» в «Википедии» говорится так:

  • сильное упрощение ситуации;
  • отсутствие учёта финансового аспекта;
  • допущение о том, что доля рынка соответствует прибыли.

«C преимуществами и недостаткам „бостонской матрицы“, которые отмечены в „Википедии“, мы согласны, — рассказал нам Роман Волков. — Можем лишь отметить, что этими преимуществами (наглядность и простота понимания) и объясняется её выбор для анализа. Что касается указанных недостатков, то можем отметить следующее. Классификация по бостонской матрице — лишь один из элементов анализа, использованный для наглядности и некоторого сравнения рынков. При этом факторы привлекательности, которые эта матрица не учитывает, нами принимались во внимание. Что касается финансовых аспектов, то они требуют индивидуального анализа конкретных продуктов на конкретных рынках и т.д. Такой задачи перед нами просто не стояло, да и масштаб её, я думаю, вы сами представляете».

Напомним: в февральской публикации «ЦMАКП о технологиях-2040: к стратегии в турбулентной среде и при нарастающем давлении» эксперты ЦМАКП обращали внимание на то, что все ведущие страны мира сделали ставку на технологический прорыв, который определяет позицию государства в мировой иерархии. А в декабре прошлого года в публикации «Три возможных „черных лебедя“ технологического прогресса» рассказывалось о взглядах экспертов ЦМАКП на основные социальные и технологические вызовы, стоящие перед нашей страной.

Источник: IT Channel News