30 августа 2024 г.

Эффективность использования ИИ-инструментов в бизнес-практике пока неприемлемо низка. Существуют отдельные кейсы, показывающие прекрасные результаты от применения новых инструментов, но в целом картина не очень радостная. Забегая вперед, отметим, что причина такого состояния в моменте — отсутствует системный подход в обучении сотрудников практической работе с ИИ. По сути это проекция основной проблемы, связанной с ИИ — отсутствия у большинства корпораций четкой стратегии по внедрению новых инструментов, о чем мы недавно писали. Но тут есть важные специфические детали.

Почему ИИ снижает продуктивность?

Большинство сотрудников, 77% показали, что внедрение ИИ-инструментов привело к снижению их продуктивности и увеличило рабочие нагрузки, по данным Upwork Research Institute. Опрос проводили среди корпораций США/Канады, Австралии и Великобритании, то есть на достаточно развитых рынках, и полученный результат крайне печален.

Однако при внимательном изучении данных опроса становится понятно, что ситуация вызвана не «плохими инструментами», а отвратительной организацией обучения персонала. Почти половина сотрудников, использующих ИИ, 47% говорят, что не имеют ни малейшего представления о том, как добиться ожидаемого их работодателями повышения производительности при внедрении ИИ. Нагрузка на сотрудников растет из-за необходимости обучения использованию новых инструментов (это отметили 23% опрошенных) или дополнительных временных затрат на проверку и модерацию сгенерированного контента (39%). От модерации никуда не уйти — любые данные требуют проверки в той или иной степени — а вот обучать использованию новых инструментов сотрудников необходимо.

Обучение упростит онбординг, ускорит внедрение новых инструментов (что очень важно — см. врезку) и в итоге вполне способно повысить продуктивность сотрудников и улучшить финансовые показатели компаний. Именно сотрудники были и остаются создателями ценностей в любом бизнесе, инструменты должны им помогать в рамках служебной деятельности, а не вгонять людей в стресс.

Ситуация с ИИ-инструментами для бизнеса развивается крайне быстро. «Я убежден, что если сегодня компания не вкладывает в развитие искусственного интеллекта, то уже через год она в лучшем случае может оказаться в роли догоняющих или вовсе остаться за бортом», — говорит Андрей Белевцев, старший вице-президент Сбербанка, руководитель блока «Технологическое развитие». Подчеркнем, что вложения в ИИ сегодня означают как развитие инструментов, так и обучение сотрудников работе с новыми решениями — и то, и другое надо делать быстро.

Внедрение ИИ: путем «цифровой трансформации»

«Цифровая трансформация» (DX) — радикальное изменение бизнес-процессов и бизнес-моделей, связанное с применением новых цифровых технологий и направленное на повышение эффективности основной деятельности корпоративных заказчиков — продолжает идти, хотя в медиа эта тема несколько ушла в тень на фоне появления новых повесток. Напомним, что для DX в ряде случаев являются драйверами технологические тренды, один из них — ИИ.

Например, в качестве драйвера выступает импортозамещение: если все равно менять ИТ-рельеф, переводя его на новый технологический стек, то почему бы заодно не озаботиться пересмотром бизнес-процессов и бизнес-моделей? Аналогичные вопросы возникают и при попытках внедрении ИИ, чем, чтобы не отстать от конкурентов, так или иначе занимаются все компании, пусть в разных масштабах и с разным уровнем системного подхода.

Как мы отмечали ранее, «цифровая трансформация» для успеха должна охватывать три направления: совершенствование вычислительных ресурсов, пересмотр бизнес-процессов и переобучение персонала. Все они должны присутствовать при внедрении ИИ. При этом процесс должен быть системным и управляемым, иначе достижения результатов может оказаться под вопросом, во всяком случае, в желаемые сроки.

Как HR должен драйверить внедрение ИИ

Сотрудники корпораций могут сознательно сопротивляться внедрению технологий ИИ, причем по двум диаметрально противоположным причинам. С одной стороны, они могут не понимать, как ИИ способен улучшить их работу, соответственно утрачивая мотивацию по изучению новых инструментов. С другой стороны, есть вероятность того, что часть сотрудников прекрасно понимают, что их функции достаточно легко можно переложить на ИИ, поэтому саботируют внедрение инструментов, опасаясь за свои рабочие места.

Заметим, что боязнь стать «жертвой автоматизации» в результате внедрения новых инструментов не является чем-то специфическим именно для ИИ-инструментов. Примерно так же некоторые работники опасаются RPA и даже low-code. «Если low-code-инструмент позволяет быстро и эффективно решать задачи по разработке даже стажеру, то потенциально справиться с задачей сможет и ИИ, обученный на больших массивах релевантных данных», — говорит Тимур Порошин, владелец продукта НОТА МОДУС (Холдинг Т1). Рецепт от страхов — в донесении до работников реальной картины происходящего.

Руководство всех уровней и, главное, HR-отделы должны активно работать с персоналом, успокаивая людей и объясняя, что масштабных сокращений из-за ИИ ждать не стоит. Если внедрение ИИ приведет к сокращению рабочих мест в одном отделе, то компания будет крайне заинтересована в сохранении проверенных сотрудников, причем знакомых с местными особенностями — с корпоративной культурой, с организацией бизнес-процессов и т. д. Такие люди представляет для компании особую ценность, так как не нужно тратить ресурсы на поиск нужного человека и затраты на онбординг существенно снижаются. Хотя, заметим, пройти обучение для работы в новом качестве «перемещенным», скорее всего, придется.

Общий дефицит кадров в России по итогам прошлого года составил 4,8 млн человек, по данным РАН. Более того, аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение количества новых рабочих мест, что будет дополнительным драйвером для потенциального ухудшения ситуации с дефицитом кадров.

Почему HR справится с этой задачей?

HR-отделы являются одними из лидеров во внедрении новых технологий, в том числе, ИИ-инструментов. Действуя в условиях жесточайшего дефицита кадров (см. врезку), HR-специалисты попросту не справлялись бы со своими обязанностями без ИТ-поддержки. Примеров много.

О сокращении времени на подбор и найм персонала благодаря автоматизации HR-процессов — с помощью ИИ, RPA и GPT — рассказал Вадим Казанцев, исполнительный директор ITFB Group, выступая на мероприятии Группы компаний Б1, которое было посвящено дефициту кадров, названному ключевой проблеме бизнеса в 2024 году: «Мы внедрили это решение в наши процессы и после этого смогли увеличить конверсию выходов в 5 раз. Кроме того, мы освободили рекрутеров от рутинной работы, и теперь они занимаются проектными и стратегическими задачами в HR».

Имея практику настолько выразительных внедрений, «кадровики» могут объективно и доходчиво рассказать сотрудникам других подразделений о том, что ИИ не является «злом», а вот без владения этими инструментами у работников возникнут большие проблемы, которые будут только нарастать.

«Учиться, учиться и учиться»

Корпоративным заказчикам нужно или искать курсы для обучения сотрудников основам ИИ, или создавать таковые самостоятельно. Интересно, что при разработке собственных обучающих курсов 40% российских компаний используют ИИ, по данным Digital Learning; по сравнению с прошлым годом рост этого показателя составил 27%.

«Цифровые технологии усиливают процессы создания и обращения знаний, необходимых для поддержания операционной деятельности, — говорит Николай Верховский, академический директор программы „Digital Shift“ в Школе управления „Сколково“. — В будущем за эти процессы будут отвечают системы „человек-машина“, то есть люди, оснащенные цифровыми помощниками на основе „искусственного интеллекта“».

Вместо заключения

Важнейшая задача управленца — обеспечить чувство безопасности и объяснить сотрудникам выгоду происходящих перемен, которые обязательно произойдут. Преодолевать их сопротивление нужно последовательно и продуманно, сочетая активность (время не ждет!) с аккуратностью (сотрудники требуют бережного отношения — именно они, а не инструменты являются источником создания прибавочной стоимости).

Важно: повышать общую осведомленность о возможностях ИИ нужно на всех уровнях, знакомя с практическими примерами применения ИИ рядовых сотрудников, технических специалистов и руководителей. Теперь инвестиции в развитие персонала должны быть направлены как в развитие «цифровой грамотности» сотрудников или в повышение общей «цифровой гигиены», так и в обучение применению ИИ для рабочих задач.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News