15 января 2025 г.

Продолжение. Начало тут

Какие задачи участники российского ИТ-канала ставили перед собой в конце 2023-го — начале 2024-го на ближайший год; чего удалось и не удалось достичь — а где, возможно, улыбнулась нежданная удача? Что можно назвать самым неожиданным и сильным вызовом для российского ИТ-рынка в уходящем году?

Громадьё и реалии

Как вспоминает Евгений Доможиров, генеральный директор компании CESCA. планы на 2024 год были достаточно амбициозными: «Но не всё из задуманного удалось реализовать. Например, мы активно работали над проектами в области кибернетических и схемотехнических решений — но, к сожалению, столкнулись с объективными и субъективными причинами, которые не позволили развивать это направление дальше. Вместе с тем, мы сделали значительный шаг в направлении масштабных коммуникационных решений и проектов импортозамещения. Осознание их потенциала позволило нам углубить экспертизу и начать формировать долгосрочные стратегии. Особое внимание мы уделяем развитию кадрового потенциала. Создание устойчивой базы специалистов, способных решать масштабные задачи, — один из наших приоритетов. Самый сильный вызов для российского ИТ-рынка — это необходимость за 1–2 года пройти путь развития, который обычно занимает десятилетия, иными словами, сейчас стоит задача фактически сформироваться заново».

«Основные наши задачи на сегодня — это реструктуризация в группу компаний DатаРу и налаживание стратегических долгосрочных взаимоотношений с рынком, — говорит Роман Гоц, основатель ГК DатаРу. — Трансформация в группу компаний была эволюционной: мы дополнили поставки нашего оборудования услугами консалтинга, мультивендорной сервисной поддержки и сервиса поддержки рабочих мест, а также облачной моделью предоставления нашего оборудования. Таким образом, новые направления в рамках группы компаний стали синергетически дополнять наше текущее предложение для рынка и корпоративных заказчиков».

Основным же вызовом в 2024 году, по словам эксперта, стала высокая ключевая ставка, затрудняющая инвестиции в технологии и развитие инфраструктуры: «Кроме того, наблюдается дефицит кадров как высокой, так и средней квалификации — инженеров, менеджеров по продажам и бухгалтеров. Наконец, российские компании сталкиваются и с технологическими сложностями: например, с проблемой разработки конечных продуктов на базе ИИ, так как самые эффективные графические процессоры производит единственная компания в мире, или с проблемой внедрения новейших сетевых технологий, таких как Wi-Fi 7e, так как эти частоты в настоящее время закрыты в нашей стране».

Алексей Новгородский, директор по развитию бизнеса PROWAY, свидетельствует, что, по большей части, основной пул задач его компании на 2024 год заключался в отлаживании внутренних процессов и в балансировке вендорского портфеля: «Нам пришлось кардинально переосмыслить свой подход к бизнесу. До 2022 года дистрибьютор больше ориентировался на интересы иностранных брендов А-класса и был проводником их продуктов и решений на российский ИТ-рынок. В последние же годы мы решили сосредоточиться на работе с партнёрским каналом. Это вовсе не значит, что мы потеряли тесную связь с вендорами; наоборот, взаимодействие стало более точечным. Наша команда вдумчиво изучает продукты и решения каждого вендора в портфеле, чтобы эффективно закрывать потребности партнёров. 2024 год прошёл для компании под знаменем прогнозируемых перемен. И да, нам улыбнулась нежданная удача, — сбылось практически всё, что мы запланировали. Перемены прошли бескровно, без потери клиентов и ухудшения коммерческих показателей. Во многом это большая заслуга команды, а также наших партнёров, которые дают обратную связь и помогают нам становиться лучше».

По словам Ильдара Хуснутдинова, исполнительного директора ICL Services, стратегия его компании на 2024 год включала три составляющие:

  • «использовать наш опыт и компетенции в развитии комплексных услуг по ИТ-аутсорсингу для расширения базы заказчиков, потребляющих такие услуги,
  • реализовывать сложные интеграционные проекты (опять же, упомяну масштабирование проекта для ЦЦТ РТ на другие регионы России),
  • выводить на рынок ИТ-продукты собственной разработки.

Ключевым успехом для нас стало развитие Колибри-АРМ (нашего решения по управлению ИТ-инфраструктурами и серверами по принципу „единого окна“), расширение партнёрской сети и увеличение клиентской базы этого продукта. Ну и, конечно, появление продуктов собственного производства на базе ИИ: решения для автоматизации обращений ГенИИ и системы видеоаналитики AiSee».

Елена Сошникова, директор региональных представительств ГК «КОМПЬЮТЕРЫ И СЕТИ», подчёркивает, что весь уходящий год в её компании был организован с расчётом на последовательную работу, а не на случайный успех или удачу: «Благодаря установлению чётких правил игры на рынке нам удалось реализовать те цели, которые были намечены ранее. У нас крепкая устоявшаяся команда, которая продолжает работать над масштабными проектами. Вызовом или своего рода неудачей можно назвать систематический сдвиг сроков проектов, связанных с поставкой и внедрением мультимедийного оборудования на новые объекты, строительство которых также откладывалось. Ещё одним серьёзным вызовом остаётся нехватка квалифицированных специалистов, особенно в сферах мультимедиа и информационной безопасности. Этот дефицит привёл к значительному увеличению затрат на оплату труда, так как многие кандидаты получили возможность выбирать между различными предложениями о работе».

«Для нас как для молодой компании это был первый год на рынке, — делится своими впечатлениями Денис Козлов, коммерческий директор FERRUM IT Group. — Среди ключевых задач выделялось развитие штата, — нам нужно было привлечь около 70 сотрудников, включая инженерно-технические кадры и коммерцию. В условиях кадрового голода это хороший вызов. Но мы справились, сумев сформировав штат специалистов, обладающих ключевой для интегратора экспертизой. Привлекли более 140 заказчиков, в бизнесе которых мы ранее не были представлены. А также заключили договора на реализацию действительно интересных комплексных проектов, как, например, строительство ЦОДа для крупной промышленной компании в труднодоступной местности».

«Расширили партнёрства с вендорами, — продолжает эксперт, — подписав около 60 партнёрских статусов. Для нас такой настрой российских производителей стал отличным маркером того, что канал стремится к работе по классической модели, от которой в конечном итоге выигрывают все. Из того, с чем возникли сложности стоит отметить: медленнее, чем ожидалось идёт созревание внутри заказчика команд для перехода на отечественные решения. В некоторых секторах уже достаточно высокий уровень, в других — несмотря на наличие альтернатив и разнообразие продуктов — сохраняется инерция. Однако в тесном сотрудничестве с российскими вендорами мы рассчитываем сделать этот процесс быстрее».

Дмитрий Кузнецов, директор департамента системной интеграции УЦСБ, называет одним из самых сильных вызовов для отрасли кратное увеличение числа кибератак, связанное со стремительным развитием искусственного интеллекта: «Мы в УЦСБ с помощью ИИ автоматизируем рутинные операции и освобождаем сотрудников от однотипных повторяемых процессов. Ещё один, не менее важный, вызов этого года, хоть и не неожиданный, — дефицит кадров. В основном нужны опытные, высококвалифицированные кадры среднего (middle) и высокого (senior) уровней. Спрос на них, по данным портала hh.ru, в прошлом году вырос на 18%. Компания УЦСБ к данной проблеме подходит комплексно и растит собственных специалистов: мы занимаемся обучением кадров с нуля, организуем курсы для школьников, запускаем совместные образовательные ИТ-программы с вузами, внедряем программы профессиональной переподготовки».

По словам Дмитрия Овчинникова, руководителя лаборатории стратегического развития продуктов кибербезопасности Аналитического центра кибербезопасности компании «Газинформсервис», 2024 год показал, что рынок ИБ и ИТ в РФ, несмотря на все сложности, является перспективным — и что благодаря уходу иностранных вендоров, часть ниш осталась свободной: «Поэтому совершенно логично, что все, кто мог, принялись расширяться и осваивать новые горизонты. Вот и наша компания занималась вполне логичным делом. Перед теми отделами, в составе которых я работаю, стояли задачи наращивать экспертизу и сокращать время выхода продуктов на рынок. Это всегда себя оправдывает, но в условиях неопределённости на рынке, с учётом роста ключевой ставки, решение как раз этих задач позволяет компенсировать любые рыночные колебания — и обратить недостатки в преимущества».

«Основная задача, которую мы перед собой ставили, — говорит Евгений Васильев, директор дивизиона VAD (Value Added Distribution) компании Merlion, — это развитие инженерных компетенций. Запрос на демонстрации стека программных продуктов остаётся высоким уже несколько лет. В 2024 году тенденция сохранялась. C 2022 года Merlion развивает собственную демолабораторию. Несмотря на то, что это не профильное для дистрибьютора направление деятельности, нам важно оказывать поддержку нашим партнёрам и способствовать их развитию, поэтому уже не первый год мы наращиваем мощности демолаборатории и растим инженерную экспертизу. У Merlion уже более 55 стендов, и мы продолжаем разворачивать новые. Возможности нашего технического центра сейчас позволяют тестировать не только отдельные продукты, но и ПАКи, совместимость различных конфигураций софта и „железа“».

«В нынешнее турбулентное время мы остаёмся финансово устойчивой компанией, — отмечает Андрей Тарасов, исполнительный директор компании diHouse, — продолжая выполнять все обязательства перед партнёрами и покупателями. Наши основные задачи на 2024 годы были довольно традиционны: достижение определённого оборота продаж и выполнение нормы прибыли. Поставленные цели и задачи мы успешно выполняем. Основные вызовы пришлись на финансовую составляющую бизнеса, — о чем уже было рассказано».

Окончание следует

Источник: Максим Белоус, IT Channel News