15 января 2025 г.

По давней традиции, Apple не запускает продукт или даже некую дополнительную возможность какого-то своего устройства в серию, пока не сочтёт новинку в достаточной (для репутации бренда) мере совершенной. Достаточно напомнить, что впервые фронтальная камера появилась лишь в iPhone 4 в 2010 г.; только после того, как инженеры компании добились адекватности её качества задаче совершения видеозвонков через FaceTime. Правда, случаются и накладки вроде памятного фиаско Apple Maps в 2012-м, — но хорошо подготовленных и продуманных новинок в послужном списке компании всё-таки объективно больше. Увы, гарнитура дополненной реальности (augmented reality, AR) Vision Pro, с помпой анонсированная весной 2024-го, прошла как раз по разряду накладок.

Apple амбициозно позиционировала этот гаджет как провозвестника эры «пространственных вычислений» (spatial computing), подразумевая, что иного физического интерфейса для взаимодействия с вычислительными системами человечеству уже не понадобится. Мол, достаточно водрузить на голову эту гарнитуру, и всё, что нужно, сразу же окажется перед глазами: виртуальная клавиатура (если пользователю почему-то удобнее набирать текст по старинке, а не надиктовывать), иные специфические органы управления (в играх, ПО для видеоредактирования, CAD/CAM и т. д.), интерфейс какого угодно компьютерного или смартфонного приложения, видеоэкран любого размера, вплоть до обеспечивающего эффект полного погружения, и т. п. К тому же, полупрозрачный дисплей перед глазами позволяет ещё и видеть объекты окружающей носителя гарнитуры реальности, и обеспечивать взаимодействие с ними цифровых сущностей, — ну чем не воплощённая фантастика?

Однако уже к осени минувшего года стало очевидно, что Vision Pro «не взлетела» — по целому ряду причин, начиная с наиболее банальной: цены. В американской рознице без учёта местных налогов и сборов за чудо-очки в минимальной комплектации просили 3,5 тыс. долл., — что сделало их приобретение невозможным не только для подавляющего большинства частных энтузиастов, но и для многих некрупных профессиональных мультимедиа-студий.

Дальше — больше: дизайн устройства, со стороны вполне современный и технологичный, для непосредственного носителя гарнитуры оказался неудобным: чрезмерно громоздкая конструкция быстро вызывает ощущение усталости, а ограниченность поля зрения по горизонтали сильно мешает ориентироваться в пространстве, особенно в малогабаритных помещениях или на людных улицах. Как установили независимые исследования, продолжительное использование Vision Pro приводит к перенапряжению глаз, головным болям, и потенциально даже к когнитивным расстройствам: собственно, испытываемые при взаимодействии с гаджетом неудобства стали одной из основных причин его достаточно массовых возвратов.

И, наверное, самое главное: гарнитура Vision Pro провалилась именно в той роли, на которую прежде всего ориентировали её разработчики, — в качестве интерфейса «пространственных вычислений». Использовать устройство для работы с профессиональным ПО для видеоредактирования вроде Final Cut Pro оказалось вовсе не так удобно — в немалой мере из-за отсутствия тактильной обратной связи при взаимодействии с виртуализованными органами управления, а также из-за сниженного разрешения виртуального интерфейса по сравнению с тем, что доступен на привычных видеоредакторам 4К-мониторах.

В результате вместо универсального гаджета, призванного заменить не только классические монитор и клавиатуру, но в перспективе и ПК целиком (ведь при наличии достойного Интернет-соединения нет принципиальной разницы, к локальной персоналке подключена гарнитура или же к облачному серверу), Vision Pro оказалась чрезмерно дорогим продуктом без определённой целевой аудитории, без достаточного набора ориентированных специально на неё приложений — и с весьма сомнительными преимуществами по исполнению разработанного для обычных компьютеров ПО.

Провал усилий самой, наверное, продвинутой в маркетинговом отношении ИТ-компании мира по направлению дополненной реальности не пошёл впрок всему этому сегменту ИТ-рынка. По предварительной оценке IDC, общее число отгрузок гарнитур AR и VR за 2024 г. сократилось на 1,5% от уровня 2023-го, составив всего-то около 6,7 млн единиц по миру в целом. Ещё в апреле Apple урезала заказы на Vision Pro у своих ODM-партнёров примерно вдвое против прежних ожиданий (изначально планировалось поставить в канал продаж 700-800 тыс. таких гарнитур до конца 2024 г.; новой же целью стали 400-450 тыс.), и в 2025-м, скорее всего, взлёта продаж тоже не намечается.

Возможно, компании ещё удастся предложить более удачную по дизайну, выдающуюся по функциональным возможностям и недорогую AR-гарнитуру одновременно, — но это чудо совершится явно не в наступившем году.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News