11 сентября 2024 г.

Рис. 1. Источник: Gartner

Gartner указал шесть технологий цифровых госуслуг, которые принесут трансформативные преимущества в ближайшие пять лет: это цифровизация рабочих мест (ЦРМ), ИИ-помощники программиста, генеративный ИИ, генеративное проектирование, предиктивная аналитика и аналитика стиля работы (см. рис. 1).

«Переход на цифровые услуги остается приоритетом в планах трансформации государственных служб, — пишет в пресс-релизе Дэниел Снайдер (Daniel Snyder), старший директор-аналитик по программе KI Leader в Gartner. — Эти технологии помогут ИТ-директорам госслужб устранить разрыв между целями цифровой инновации и достижением стратегических задач. Совокупно они станут важнейшим элементом в нацеливании ИТ-инноваций на требуемый результат для соответствия растущим ожиданиям граждан».

Рис. 1. Кривая цикла зрелости технологий цифровых госуслуг (по состоянию на июль 2024 г.)

Y = Ожидания; X = Стрела времени

(Легенда): Плато широкого применения будет достигнуто в течение:

менее 2 лет / от 2 до 5 лет / от 5 до 10 лет / более 10 лет / Устареет раньше

Цифровизация рабочих мест (ЦРМ)

К концу 2027 года междисциплинарные группы с цифровизацией рабочих мест, сочетающие бизнес- и ИТ-роли, на 50% вероятнее достигнут положительных результатов, чем составленные только из ИТ-специалистов.

Стратегии ЦРМ используют лучшие практики цифрового пользовательского опыта (DEX), такие как образ пользователя, карты поведения и «голос» сотрудников, чтобы развивать цифровые навыки, привлечь и удержать ценные кадры и помочь сотрудникам в достижении бизнес-результатов. Целостный, согласованный подход к ЦРМ между ИТ-отделом и другими подразделениями поможет свести к минимуму неприятие цифровизации, уменьшить разрозненность, расширить цифровые навыки и повысить благополучие персонала. Сотрудники, чьи отношения с ИТ включают в себя больше, чем лишь помощь в устранении неполадок, с вдвое большей вероятностью рекомендуют свою организацию как хорошее место работы.

«В конечном счете, стратегия ЦРМ побуждает госслужащих принять новые формы работы, минимизируя неприятие цифровых технологий, способствуя осмысленному внедрению на основе показателей использования и продуктивности и осуществляя необходимые текущие корректировки», — пишет Снайдер.

ИИ-помощники программиста

Интеллектуальные помощники, интегрированные в инструменты разработки, используют предварительно обученные модели, взаимодействуя с разработчиками ПО на основе естественного языка и фрагментов исходного кода. Они берут на себя генерирование, анализирование, отладку, исправление и перепроектирование кода, создание документации и перевод кода между языками. Эти помощники можно настроить на кодовую базу и документацию конкретной организации, что очень важно для государственных органов от местного до федерального уровня, которые должны полагаться на данные именно для своего региона.

«ИИ-помощники программиста, в отличие от предшествовавших им инструментов, увеличивают скорость разработки и ускоряют разрешение проблем, объясняя и отлаживая дефекты кода», — поясняет Снайдер.

Ввиду сказанного, Gartner прогнозирует, что к 2028 году 75% инженеров корпоративного ПО будут использовать ИИ-помощники программиста против менее 10% на начало 2023 года.

Генеративный ИИ

Прицел бизнеса смещается с ажиотажа вокруг базовых ИИ-моделей на сценарии использования, повышающие отдачу от инвестиций. Большинство внедрений GenAI остаются сегодня низкорисковыми и внутренними. С быстрым развитием средств повышения производительности и методов управления искусственным интеллектом организации будут внедрять GenAI для более ответственных применений в отраслевых вертикалях и в научной сфере. В долгосрочной перспективе диалоговые интерфейсы, использующие GenAI, будут способствовать коммерциализации и демократизации ИИ и других технологий.

Генеративное проектирование (generative design AI)

Это технология, использующая ИИ и позволяющая автоматически генерировать проектные варианты на основе параметров и ограничений, заданных пользователем. Она использует алгоритмы для быстрого просчёта по нескольким вариантам, оптимизируя проект для достижения наилучших результатов, придерживаясь при этом установленных целей, которые часто являются важнейшим параметром госуслуг, и повышая эффективность процесса проектирования.

Эта технология уже существует в виде поддержки на уровне функций для UX-дизайнеров и фронтенд-разработчиков (например, в виде предложений от ИИ) и будет быстро эволюционировать в полный цикл проектирования цифровых продуктов и фронтенд-разработки.

Предиктивная аналитика для госслужб

Она использует машинное обучение и моделирование, включая имитационное. Технология задействует внутренние и внешние данные при формировании государственной политики, для оптимизации рабочих процессов госслужб и совершенствования принятия решений в реальном времени. Для ответственного и этичного использования предиктивной аналитики госслужбами необходима тщательность и должная осмотрительность, чтобы исключить влияние предвзятости, присущей всем массивам данных.

Быстрые, точные и надежные решения критически важны для достижения результатов во всех ветвях власти. Предиктивный подход позволяет заранее учесть последствия решений и корректировать планы по мере необходимости, что дает лучшие результаты при меньшем риске, чем в режиме реагирования. Чтобы обеспечить общественное доверие и подотчетность, необходима прозрачность.

Аналитика стиля работы

К концу 2027 года ИТ-руководители, соразмеряющие инвестиции в цифровизацию рабочих мест с текущим и желаемым уровнем зрелости и цифровыми амбициями в целом, сократят напрасные траты, связанные с несвоевременными и ошибочными действиями, на 50%.

Аналитика стиля работы (WSA) — это дисциплина, обобщающая ИТ-, HR- и бизнес-данные о том, как работают сотрудники, чтобы понять и оптимизировать сложные взаимосвязи между инвестициями в технологии, пользовательским опытом сотрудников и бизнес-результатами.

Организации должны агрегировать и анализировать внутренние данные, чтобы понимать, как инвестиции в ИТ влияют на сотрудников и бизнес-результаты, поскольку бюджеты и объем расходов являются определяющими для успешного функционирования цифровых госуслуг.

Источник: Пресс-служба компании Gartner