19 сентября 2024 г.

Фрилансеры в представлениях россиян — свободные самозанятые и удаленные работники, чей заработок как минимум не уступает заработку наемных работников.

  • Каждый второй россиянин отмечает рост числа фрилансеров в нашей стране за последние три года (51%, 2020 г. — 48%).
  • Более трети россиян считают, что среднемесячный заработок фрилансеров выше, чем у наемных работников (38%, +7 п.п. с 2020 г.).
  • Пять из десяти работающих россиян полагают, что плюсов и минусов в работе фрилансером примерно поровну (52%, +5 п.п. с 2020 г.).

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в рамках спецпроекта с интернет-изданием AdIndex представляет результаты мониторингового опроса россиян о фрилансерах.

«Фри» — значит свободный!

Фриланс, еще недавно бывший нестандартной, инновационной формой занятости, уже стал привычным явлением на российском рынке труда. Вслед за ростом численности «независимых профессионалов» в нашем лексиконе укореняется и само понятие «фриланс»: за последние четыре года доля готовых дать ему определение выросла с 32% до 44%. Фигура фрилансера в общественном сознании имеет скорее нейтрально-позитивную окраску, упор в ответах делается на характер и формат занятости. Так, в представлении россиян фрилансеры — независимые, свободные и самозанятые работники, которые сами составляют свой график (15%), работают преимущественно удаленно / через интернет / на дому (13%) и на себя, а не «на дядю» (9%). Не знакомы с понятием «фриланс» более половины наших сограждан (56%), четыре года назад таких было 68%.

Фрилансеров много не бывает

За последние три года число фрилансеров в нашей стране изменилось, считают 58% россиян. В подавляющем большинстве случаев опрошенные говорят об увеличении их числа — сегодня так думают 51%, или каждый второй. Заявили об обратном («скорее стало меньше») только 7%, тогда как каждый десятый отметил, что их численность за рассматриваемый период осталась прежней (10%). В целом сентябрьские оценки распространенности фриланса сопоставимы с оценками четырехлетней давности: в 2020 г. в обществе также доминировало мнение, что ряды фрилансеров в России пополнились (48%), 7% — что поредели. О неизменности ситуации говорили 17%, это немногим выше, чем сегодня.

Средой обитания фрилансеров принято считать интернет, в академическом сообществе они давно прослыли «цифровыми воротничками». Вероятно, поэтому рост их числа чаще заметен активным интернет-пользователям (58%) и приверженцам смешанной модели медиапотребления (ТВ + интернет, 50%), нежели активным телезрителям (35%).

На вольных хлебах неплохо кормят?

Фрилансеры — социальная группа, лишенная полной гарантированной занятости, а значит, и регулярных доходов, и социальной защиты. В связи с этим их нередко причисляют к новому классу — прекариату. Впрочем, финансовая нестабильность, с которой сталкиваются «цифровые воротнички», — не повод считать эту категорию работников низкодоходной. Согласно полученным данным, за последние четыре года россияне только укрепились во мнении, что фриланс в среднем приносит больше дохода, чем работа по найму: сегодня так думают 38%, или на 7 п.п. больше в сравнении с 2020 г. Доля россиян, считающих, что их среднемесячный заработок идентичен, напротив, снизилась за рассматриваемый период с 26% до 18%. То же касается и тех, кто оценивает доходы фрилансеров ниже доходов штатных сотрудников — 7% (−5 п.п. за четыре года). Еще 37% затруднились с ответом, из трех «закрытых» вопросов о фрилансерах этот оказался для россиян самым сложным.

  • Более высокодоходным, чем «обычная работа», фриланс видится женщинам (41% vs. 35% мужчин), активным телезрителям (43%) и жителям Северо-Кавказского федерального округа (47%).

Когда плюсы перевешивают... или нет?

Каждый второй работающий россиянин считает, что плюсов и минусов в работе фрилансером примерно поровну (52%), за последние два года так стали думать немного чаще (+5 п.п. с 2022 г.). Прирост обеспечило снижение числа условных противников фриланса — тех, кто видит в нем больше минусов (8%, 2022 г. — 13%). Больше преимуществ такой формы занятости, как и два года назад, видит каждый пятый работающий россиянин (22%, 2022 г. — 20%).

Несмотря на то, что женщины чаще мужчин (здесь и далее речь о всех опрошенных, не только работающих) считают фриланс более высокооплачиваемым в сравнении с «обычной работой», именно мужчины чаще находят в нем большей плюсов (24% vs. 18% женщин). Оценки привлекательности работы фрилансером и ее доходности также связаны: о преобладании плюсов чаще говорят те, кто называет фрилансеров более высокооплачиваемой категорией работников, чем штатные сотрудники (29%).

Слово молодым и предприимчивым

Проведенное исследование также позволило понять, как самим фрилансерам представляется их деятельность. Если быть точнее, речь идет о так называемом частном случае фрилансеров — самозанятых. Последние чаще россиян в целом отмечают рост числа фрилансеров в нашей стране за последние три года (67% vs. 51% среди всех опрошенных) и видят в их работе больше плюсов (32% vs. 20%). В вопросе заработка все не так однозначно: самозанятые россияне чаще других придерживаются мнения, что фрилансеры получают примерно столько же, сколько штатные сотрудники (27% vs. 18%).

Не хуже самозанятых в тонкостях фриланса разбирается молодежь 18-24 лет, о чем свидетельствует сравнительно низкая доля затруднившихся с ответом в этой группе. Молодые люди отмечают рост числа фрилансеров в нашей стране (68% vs. 51% по выборке в целом), их более высокий заработок (47% vs. 38%), а также говорят о преобладании плюсов такой формы занятости (27% vs. 20%).

Чем старше респондент, тем труднее ему рассуждать на тему доходов фрилансеров, их численности и плюсах работы. Каждый второй представитель старшего поколения 60+ лет в ходе опроса не смог сравнить заработок штатных сотрудников и фрилансеров (47%) и оценить, как изменилась численность последних за последние три года (50%). Причина тому — слабое понимание специфики этой формы занятости: абсолютное большинство россиян в возрасте 60+ не смогли в ходе опроса дать определение понятию «фрилансер» (85%).

Источник: Пресс-служба ВЦИОМ