1 октября 2024 г.

Крупнейшие отраслевые ИТ-объединения — АРПП «Отечественный софт», АПКИТ, РУССОФТ, АРПЭ, «Мы ИТ», Ассоциация «Национальных чемпионов» и Союз поддержки и развития технологических компаний — обратились к главе Минцифры России Максуту Шадаеву с просьбой сохранить 3% ставку по кредитам для малого ИТ-бизнеса на фоне роста ключевой ставки ЦБ.

Представители индустрии обеспокоены резким изменением льготной программы кредитования в рамках федерального проекта «Взлет — от стартапа до IPO», в частности — ростом процента по кредитам до 12%. Внеплановое повышение ставки кредитования является критическим для многих ИТ-компаний, что может привести к банкротству некоторых из них и закрытию перспективных технологических проектов. В своем обращении к Минцифры ИТ-ассоциации попросили рассмотреть вопрос сохранения прежних условий по уже заключенным договорам.

Почему ИТ-сообщество так обеспокоилось повышением ставок?

Вопрос резонный, ведь повышение ставок по кредитам затрагивает только небольшую часть малых ИТ-компаний.

Напомним, что особые условия для ИТ-бизнеса действовали с апреля 2022 года как часть нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», инициированного Президентом РФ Владимиром Путиным. Кредитная ставка 3% годовых предусматривалась на период 2022–2026 гг. для высокотехнологичных, инновационных субъектов МСП. В конце сентября 2024 года «МСП банк» уведомил клиентов о повышении с 15 октября процентной ставки с 3% до 10%, с возможной корректировкой до рыночного уровня. Изменения затронут как новые кредиты, так и уже выданные. Подобное решение, по мнению участников индустрии, может привести к значительным убыткам в ИТ-отрасли, банкротствам отдельных организаций и закрытию перспективных технологических проектов.

«ИТ-компании, воспользовавшиеся данной мерой поддержки государства, наняли (трудоустроили) дополнительных ИТ-специалистов, заключили дополнительные контракты, арендовали помещения, начали работы, в т. ч. в интересах органов государственной власти и управления... На этапе получения кредита ИТ-компании утвердили бизнес-планы, не предусматривающие роста кредитных ставок более чем в 3 раза. Поэтому ставка в 10% годовых (вместо действующих 3%) может привести к серьезным убыткам для ИТ-бизнеса, воспользовавшегося данной мерой государственной поддержки», — отмечено в письме.

«Российский ИТ-рынок от этого шага, конечно, не рухнет, — считает Николай Комлев, исполнительный директор ассоциации АПКИТ, председатель Совета ТПП РФ по развитию цифровой экономики. — Сегодня он базируется в первую очередь на крупных частных компаниях и госкорпорациях. А обсуждаемая проблема — это беда небольшого бизнеса. Но именно малый бизнес во всем мире фонтанирует инновациями, служит питательной средой для всего остального рынка. Изменение правил игры сломает бизнес-планы, разорит часть игроков. Собственники небольших компаний часто идут ва-банк, у них нет резерва. Если ставка по уже взятым кредитам вероломно поднимется с 3 до 10% или даже до рыночной ставки, как указано в том же письме МСП, а это уже свыше 20%, то будет проще бросить бизнес, чем вытягивать это непомерное бремя».

«Повышение ставок для ИТ компаний означает изменение правил во время игры, — говорит Валентин Макаров, президент РУССОФТ. — Изначально компании входили в реализацию крупных проектов с заказчиками, направленных на обеспечение цифрового суверенитета, исходя из определенных показателей „рентабельности“. Изменение правил приведет к тому, что у ряда ИТ компаний такие проекты могут перейти в разряд убыточных. При этом из контрактов с частными заказчиками можно выйти, заплатив неустойку. В случае с заемщиками, работающими по ГОЗу, можно попасть под внешнее управления и уголовного-правовое преследование. Мера являлась крайне популярной у сегмента частных высокотехнологичных компаний, имеющих высокие показатели роста бизнеса и значимый потенциал для реализации приоритетных импортозамещающих проектов и работы на экспортных рынках. Это десятки ИТ компаний. Проблема в настоящий момент является наиболее резонансной для отрасли. Ранее такого массового одностороннего изменения правил в уже полученных инструментах государственной поддержки не осуществлялось».

Много ли компаний могут пострадать?

«По данным открытых источников, в бюджете на субсидии по кредитам было 4 млрд руб. на 3 года. В 2022 г — 750 млн, в 2023 — 1,4 млрд, в 2024 — 1,8 млрд. В 2022 г., по словам МСП, поддержку получили 286 компаний, — говорит Николай Комлев. — Значит, в 2023 и 2024 получателей могло быть примерно 600 и 700 соответственно. Сложите и получите примерное число потенциально пострадавших юрлиц, т. е. около полутора тысяч. Много это или мало в масштабах России? Вроде не такая большая цифра. Но в каждой из компаний, наверное, найдется десяток-другой сотрудников. Все они получат прививку против перспективности частного ИТ-бизнеса и восприятия государства как надежного партнера. А это плохо для всей ИТ-отрасли».

«По нашим данным, сотни российских компаний-разработчиков ПО, воспользовавшихся данной мерой поддержки, оказались в зоне риска. Они дополнительно наняли сотрудников, начали создавать новое ПО, вести пилотные и промышленные внедрения у заказчиков, включая госсектор. Изменение условий кредитования ставит под сомнение выполнение задач по обеспечению технологического суверенитета страны, обозначенного Президентом», — отмечает исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин.

Что можно сделать?

По словам Рената Лашина, в период резкого роста ставок важно сохранять льготные условия, изначально предусмотренные программами, по любым действующим договорам: «Каждый из проектов, получивших кредит, проходил сложную многоступенчатую экспертную проверку и способен внести значимый вклад в достижение технологического лидерства России».

«В случае дефицита субсидии ставка в процессе возврата кредита по договору могла быть пересмотрена, — говорит Валентин Макаров. — Но в таком случае перед государством возникает дилемма. Дело в том, что ставка по кредиту привязана к ставке рефинансирования ЦБ России, который и внес изменение, приведшее к дефициту субсидии. Поэтому либо государство выбирает вариант обеспечения сверхприбыли банкам, выдавшим кредит, и при этом вводит в критическое состояние инновационные компании, либо [остается] вариант сохранения условий кредитования для компаний, которые должны обеспечить выполнение всех KPI, и несколько снижает прибыльность банков, не угрожая их кредитоспособности. Важно отметить, что данная информация об изменении ставки по кредитам не является публично доступной для компаний — механизмы принятия решений в этом направлении остаются непрозрачными. В связи с чем нельзя перекладывать на заемщиков риски, находящиеся исключительно в плоскости кабинетных решений госаппарата. Все это может привести к подрыву доверия к мерам государственной поддержки и национальной инновационной системы в целом».

«Все упомянутые ассоциации готовы помогать министерствам в поиске решения проблемы. Даже в условиях бюджетного дефицита можно, например, ограничить число выдаваемых кредитов, повысив планку требований к претендентам, — считает Николай Комлев. — Можно сделать подъем растянутым по времени и не таким большим. Можно сохранить ставку по уже выданным, а ужесточать её для новых претендентов и т. п. Можно вместе с бизнесом посмотреть — все ли программы поддержки так одинаково эффективны и перекинуть часть средств с маловостребованных или неэффективных проектов».

Источник: IT Channel News