8 октября 2024 г.
Сфера дизайна остается привлекательной — с точки зрения как найма, так и зарплат. В этом году заметно вырос спрос на дизайнеров большинства направлений, выяснил разработчик мобильных приложений и веб-сервисов DNA Team, изучив данные hh.ru за январь-июнь 2023 и 2024 годов по 10 самым популярным направлениям в дизайне. Зарплаты в целом по отрасли выросли на 21% — чуть выше, чем в среднем по российскому рынку труда (+19%). Расскажем, какие направления в дизайне остаются бенефициарами всеобщего кадрового голода, а кому придется столкнуться с трудностями.
На сегодняшний день на российском рынке наиболее востребованы специалисты, задействованные в ИТ-сфере, где дизайн присутствует во всех направлениях. Например, User Interface-, User Experience-, UX- дизайн. Спрос на таких специалистов всегда был и остается очень высоким в связи с непрерывным развитием технологий и необходимостью постоянно улучшать пользовательский опыт в условиях жесткой конкуренции.
Об этом свидетельствует и статистика. По данным hh.ru, количество вакансий продуктовых дизайнеров в январе-июне увеличилось на 54% год к году, тогда как число резюме росло медленнее — на 46%. Искать этих специалистов сейчас сложнее всего (на одну вакансию приходится меньше одного резюме). Они же получают самые высокие зарплаты (медиана 150 тыс. руб.).
Схожей выглядит ситуация с UX/UI-дизайнерами. Число вакансий за год выросло на 17%, тогда как число резюме — всего на 8%. Медианные зарплаты поднялись на 10%, до 100 тыс. руб. По размеру зарплат UX/UI-дизайнеры уступают только продуктовым дизайнерам. Искать их тоже непросто: на одну вакансию приходится менее двух резюме.
К традиционно востребованным направлениям можно также отнести Motion design и 3D-дизайн, то есть, производство видеоконтента, в том числе в рекламе, киноиндустрии и индустрии видеоигр. Там требуются более узкоспециализированные специалисты, обладающие как техническими навыками, так и креативностью, насмотренностью и вкусом.
Правда, на сегодняшний день 3D-дизайнеры испытывают некоторые сложности при поиске работы. Компаниям все так же сложно искать специалистов (на одну вакансию, как и год назад, приходится менее трех резюме), но спрос на них незначительно сократился — на 6% год к году, — так же как и медианные зарплаты (тоже на 6%) — во многом из-за непростой ситуации в индустрии гейм девелопмента по мере ухода зарубежных игровых студий в течение последних двух лет и, соответственно, сокращения количества рабочих мест. Но в силу наличия смежных сфер, где нужно создавать видео, ситуация на рынке труда для 3D-художников не критична.
Спрос на дизайнеров вышеперечисленных направлений остается высоким также в связи с необходимостью регулярного обновления продуктов. Пользователь должен видеть эволюцию продукта. Соответственно, интерфейс должен периодически обновляться. Даже хорошо сделанный продукт на самом деле требует постоянного обновления в целях улучшения пользовательского опыта и поддержания интереса к продукту.
В то же время мы видим снижение спроса на дизайнеров печатной продукции (от различных буклетов до флаеров и меню в ресторанах) в условиях активного перехода на цифру. По данным hh.ru, число вакансий в этой области снизилось на 8%.
Достаточно сложно сейчас приходится и дизайнерам игр. В условиях ухода зарубежных игроков, на которых приходилась львиная доля нанимателей, рынок труда в сфере геймдизайна все еще остается в кризисном состоянии. По данным hh.ru, спрос на дизайнеров игр за год упал на 17% год к году (самое масштабное падение по сравнению с остальными дизайн-направлениями), в то время как резюме стало на 19% больше — количество размещенных резюме превышает число вакансий в 10 раз.
Российский рынок игр формируется и однозначно будет развиваться — во многом за счет растущего внимания к индустрии со стороны государства, заинтересованного в запуске собственных игровых платформ, создании собственных движков и разработке отечественной консоли. Соответственно, появятся новые рабочие места. Но это вопрос времени — как минимум нескольких лет, — а сейчас разработчики, дизайнеры и другие специалисты по созданию игр будут бороться за свои рабочие места.
Что влияет на зарплату дизайнера
Во-первых, направление, о чем шла речь выше. Второй фактор — форма трудоустройства.
Если рассматривать постоянную работу в штате в одной компании — будь то дизайн-агентство или инхаус, — начинающие дизайнеры (джуниоры) получают примерно
Дизайнеры с опытом работы условно от 3 до 5 лет (мидлы) получают в среднем от 80 тыс. руб. до
Зарплата дизайнеров с опытом от 5 лет (так называемые сениоры) начинается примерно от 150 тыс. руб. Чаще всего они получают 200, 250, 300 тыс. руб. и больше в зависимости от объема и характера работы и от уровня компании. Дизайнеры, чьи зарплаты достигают этого уровня, фактически выполняют функции арт-директора, то есть, могут задавать какие-то стилистические направления, разрабатывать концепции, выполнять менеджерскую работу — то есть, это уже более топовая позиция.
Многие дизайнеры сотрудничают с бизнесом на фрилансе — занимаются консалтингом или берут несколько проектов под исполнение у разных компаний. Дизайнер — творческая натура, а фриланс дает некую иллюзию свободы: возможность выбирать заказчиков и проекты, заниматься консалтингом — быть не исполнителем, а советником, — возможность работать в своем ритме, самостоятельно планировать свой режим дня. Немаловажна и мобильность — люди могут работать из другого города или страны. Дизайн в этом плане дает больше свободы, чем многие другие сферы.
Фрилансер сам оценивает стоимость своей работы за выполнение проекта. Стоимость как правило фиксированная за реализацию всего проекта. На уровень дохода влияет количество проектов, их специфика и и условия их выполнения — например, количество и цикл правок. Правки — один из основных камней преткновения между исполнителем и заказчиком. Часто возникают ситуации, когда фрилансер бросает работу в середине выполнения и пропадает с радаров, если ему кажется, что правок слишком много и работа над ними затягивает завершение проекта и оплату. Такой подход к работе провоцирует конфликты и негативно сказывается на имидже фрилансеров. Столкнувшись с негативным опытом, заказчик скорее предпочтет потратить больше времени и средств и взять человека в штат, чем искать специалиста на аутсорсе.
Опыт DNA Team
В силу специфики работы DNA Team — разработка мобильных приложений и веб-сервисов — мы тщательно подходим к подбору дизайнеров. В нашем случае это преимущественно UX/UI-дизайнеры.
Мы опираемся прежде всего на портфолио, тогда как наличие или отсутствие профильного образования не является определяющим фактором. Смотрим на опыт и реальные проекты, в которых участвовал кандидат: на их количество, разнообразие, специфику и уровень сложности, а также на конкретные задачи, которые человек выполнял в этих проектах.
DNA Team реализует проекты, в рамках которых необходимо сделать либо отдельный дизайн, либо продукты под ключ: мобильные приложения, веб-сайты и т. д. Это разнообразные проекты, и ожидания клиентов в части дизайна тоже очень разные.
Поэтому мы стремимся подбирать специалистов, которые работают в различной стилистике и обладают сильными сторонами в различных направлениях: кто-то лучше разрабатывает приложения, кто-то — веб-сервисы, у одних лучше получается разработка строгого корпоративного стиля, у других — более креативный стиль.
Исходя из желаний и референсов клиента, а также из специфики и сложности проекта, мы внутри своей команды подбираем специалиста (или нескольких специалистов), который работает в наиболее подходящей для клиента стилистике и который справился бы с заказом максимально быстро с минимальными правками.
Источник: Дмитрий Забавин, сооснователь и CFO компании DNA Team