9 октября 2024 г.

Недавний отчёт аналитиков из Information Services Group (ISG) о том, как обстоят дела с генеративным ИИ именно с коммерческой точки зрения, построен на собранном в десяти регионах мира — в основном, западных, — фактическом материале: сегодня американский (и в несколько меньшей степени — европейский, японский и т. д.) рынок в лице бизнес-заказчиков самого разного масштаба и различных направлений деятельности выступает наиболее активным потребителем ИИ-услуг. И всё же этот доклад небезынтересен и для российской аудитории, — поскольку частично приоткрывает завесу неопределённости над перспективами развития уже нашей собственной ИИ-отрасли.

Распробовали...

Если бизнесмен собирается во что-то вложить свои кровные средства — значит, искренне верит в высокую вероятность их скорого возврата с прибылью. Судя по этому критерию, не утихающий уже почти два года в глобальном масштабе ИИ-бум заставил-таки американских заказчиков увидеть в этой новой технологии достойное поле для инвестиций. Респонденты опроса ISG в 2024 г. потратили (или ещё потратят) только на один самый крупный ИИ-проект из своего списка бизнес-задач 2,6 млрд долл. США в сумме, а в 2025-м намереваются увеличить эти инвестиции ещё примерно на 50%.

Чаще всего — 70% опрошенных — клиенты пользуются в деловых целях полностью готовыми генеративными решениями, доступными онлайн из облака; тем же всем известным, хотя бы понаслышке, ChatGPT. При этом 65% полагаются на партнёров в деле внедрения ИИ-инструментов в свою повседневную работу, что создаёт дополнительные возможности для участников ИТ-канала. Более половины — 53% — заказчиков нашли применение для генеративного ИИ в виде умных чат-ботов по линии взаимодействия с клиентами, 43% используют его для автоматизированного тестирования программных разработок, 41% — для генерации мультимедийного контента и т. д. В числе прочих наиболее востребованных сфер приложения ИИ — поддержка HR-служб, управление рутинными операциями, выставление счетов и даже помощь в контролировании периметра информационной безопасности.

И в 2025-м, подтверждают участники опроса ISG, генеративный ИИ для бизнеса продолжит использоваться главным образом для взаимодействия с клиентами (как в непосредственном контакте с ними, в виде чат-ботов, так и для последующей обработки запросов, замечаний, жалоб и предложений), а также для упорядочения самых разнообразных бизнес-процессов. Однако в будущем году, как считает немалая доля респондентов, ИИ станут активнее применять в таких областях, как маркетинговые исследования, программные разработки (не только создание ПО с нуля, но и «перевод» с одного языка программирования на другой) и бизнес-планирование.

Суждения участников опроса ISG могут показаться несколько приземлёнными, но это как раз свидетельство их продуманной основательности. Бизнесмены — не ИТ-визионеры; им важно обеспечить как можно более скорый возврат инвестиций. И в этом плане генеративный ИИ в нынешнем своём состоянии уже, судя по всему, вполне себя зарекомендовал: чуть более половины опрошенных ожидают, что сделанные ими к настоящему времени вложения в ИИ-проекты для развития своих бизнесов выйдут на окупаемость самое позднее во второй половине 2025-го.

Проекты эти, нацеленные на разные аспекты деловой активности, отличаются разными же сроками ожидаемой окупаемости. Одни, вроде повышения эффективности повседневной работы сотрудников или оптимизация взаимодействия с клиентами, обещают более быстрый возврат инвестиций; другие — такие как применение ИИ для поиска и апробации новых путей расширения бизнеса — станут выходить на окупаемость, по ожиданиям большинства респондентов, лишь ближе в 2026-му. Однако в целом участники опроса проявили крепкий ИИ-оптимизм: не более 4% из них (и то — лишь по отдельным аспектам деловой активности) допускают, что вложенные в ИИ средства будут возвращаться к ним слишком долго, — после 2027 г. и далее.

Основания для столь позитивного взгляда на эту относительно новую технологию даёт, в частности, уже объективно отмеченная успешность внедрения ИИ-инструментов в программную разработку. Так, по данным ISG, генеративный ИИ повышает сегодня эффективность работы действующих программистских команд на более чем заметную величину — в интервале 30-42%. При этом 70% опрошенных делают ставку на ChatGPT (продукт компании OpenAI, напрямую не подчинённой Microsoft, но в значительной мере ею поддерживаемой — как прямыми инвестициями, так и предоставлением мощностей облака Azure), а 33% — на GitHub CoPilot (также имеющий прямое отношение к рэдмондской компании).

...и внедряют

Немалый практический интерес представляет выявленная аналитиками ISG усреднённая структура расходов на генеративный ИИ. Превалируют среди них с долей в 36% затраты на собственно ИИ-приложения — в виде оплаты облачных сервисов либо покупки дотренированных на специфических данных заказчика моделей для локального/облачного применения. Но это всего лишь чуть более трети общих расходов: ещё 25% уходит в фонд оплаты труда связанного с обеспечением работы ИИ персонала, 21% — на необходимую «железную» инфраструктуру и 18% — на компенсацию аутсорсерам, которые по поручению заказчиков решают для тех определённые задачи с применением ИИ. Как видно, простор для деятельности интеграторов здесь огромный, — поскольку даже если заказчик намеревается интегрировать ИИ в бизнес-процессы силами собственного ИТ-подразделения, с приобретением и установкой «железа» и ПО помощь ему всё равно потребуется.

Впрочем, среди респондентов ISG лишь 35% располагают достаточной экспертизой и ресурсами, чтобы самостоятельно внедрять ИИ-инстурменты в свою повседневную работу. Подавляющее же большинство полагаются в этом отношении на интеграторов — принимая во внимание имеющиеся у тех компетенции. Во множестве случаев, даже если клиент — крупная компания с развитым ИТ-отделом, по соотношению затраченного на разработку прикладного ИИ-решения времени и получаемой от его внедрения выгоды часто эффективнее оказывается обратиться к канальному партнёру, уже зарекомендовавшему себя успешной реализацией схожих проектов.

Среди участников опроса ISG 28% собираются тренировать (сами либо с помощью партнёров) специализированные для своих задач большие языковые модели — либо в публичных облаках, либо on-premises. Одновременно, 21% респондентов намерены инвестировать в приобретение необходимых для такой тренировки аппаратных средств — серверных графических адаптеров, серверов для них и всей соответствующей обвязки. Вложения эти будут, очевидно, немалыми (такие адаптеры в последние пару лет категорически не дешевеют), но и результат от разумного их применения ожидается впечатляющий.

Респонденты ISG оценили рост эффективности своего бизнеса как следствие внедрения ИИ в диапазоне 28-50%. Три наиболее ощутимые выгоды, обеспечиваемые таким внедрением, — это сокращение расходов на персонал, одновременное расширение спектра предложений для клиентов каждой конкретной компании и чрезвычайно высокая гибкость в удовлетворении клиентских запросов, в отсутствие ИИ достигаемая лишь за счёт раздувания штатов либо аутсорсинга отдельных заявок.

Есть, разумеется, на этом светлом пути и непростые препятствия. Чаще всего в их числе участники опроса называли нехватку необходимой экспертизы лично у себя или у своих доверенных интеграторов (56%), беспокойство об информационной безопасности и сохранении конфиденциальности доверенных ИИ данных (39%), отсутствие прямой совместимости с прежней ИТ-инфраструктурой (тоже 39%), необходимость менять управленческие подходы (35%) и, наконец, высокую стоимость самих больших языковых моделей (33%). Тем не менее, активная интеграция ИИ в бизнес-процессы выгодна, очевидно, и заказчикам, и разработчикам, и каналу, — и потому наверняка будет продолжаться обозначенными в исследовании ISG темпами, если даже не быстрее. В отсутствие каких-то масштабных макроэкономических и геополитических потрясений, конечно.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News