16 октября 2024 г.
72% трудоустроенных россиян признались, что руководитель и коллеги регулярно звонят или пишут им в мессенджеры после окончания рабочего дня и в выходные. Еще 19% сталкиваются с такими ситуациями лишь изредка и только 9% работников освобождены от коммуникации с руководством во внерабочие часы, выяснили аналитики кадровой компании UTEAM. Эксперты рассказали, в каких случаях это оправданно, а когда является нарушением делового этикета.
«Чем более ответственная (и, соответственно, высокооплачиваемая) должность, тем чаще она предполагает звонки и решение различных корпоративных вопросов в нерабочее время. В частности, это норма для любых руководящих позиций, в том числе, для руководителей среднего звена. Кроме того, всегда или почти всегда с этим сталкиваются личные помощники и ассистенты, в таких вакансиях обычно даже есть формулировка „быть на связи 24/7“. Есть сотрудники, от которых напрямую зависит исправность оборудования и производственный процесс. Например, предприятие действует непрерывно, а главный инженер работает по стандартному пятидневному графику с 9:00 до 18:00. Ожидается, что он не только ответит на звонок в нерабочее время, но и либо решит проблему удаленно, либо приедет на предприятие, чтобы производство не останавливалось. Это, кстати, касается не только главных инженеров, но и других специалистов, отвечающих за обслуживание сложного оборудования и техники. Претендуя на подобные вакансии, соискатели должны быть готовы и к ответу на звонки во внеурочные часы, и к задержкам на работе, и к непредвиденным выездам», — комментирует Ольга Сапожникова, руководитель отдела по подбору персонала кадровой компании UTEAM.
Среди тех респондентов, кто хотя бы иногда сталкивается со звонками и сообщениями от коллег и руководства во внеурочное время, 63% всегда сразу же отвечают. Еще 21% реагируют только при условии, что звонок и/или сообщение не отвлекают их от личных дел. 11% отвечают не всегда, однако обязательно перезванивают при первой же возможности. И лишь 5% россиян принципиально никогда не отвечают на деловые звонки и сообщения в нерабочее время.
«Есть много должностей, которые предполагают ненормированный рабочий день. Как правило, это прописано в трудовом договоре. Нередко компании предлагают компенсацию за это — например, дополнительные дни к отпуску или возможность взять отгул», — добавляет Ольга Сапожникова.
Интересно, что в ряде стран, среди которых Австралия, Франция, Бельгия, Испания, существуют законы, которые разрешают игнорировать звонки и сообщения в нерабочие часы, без риска каких-либо санкций от начальства.
В России, как отмечает Федеральная служба по труду и занятости, сотрудники также не обязаны отвечать на рабочие звонки во внеурочные часы. Обоснованием для этого является ст. 106 ТК РФ, согласно которой время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В соответствии со ст. 107 ТК РФ видами времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), а также нерабочие праздничные дни и отпуска. Однако работодатель вправе выразить недовольство тем, что сотрудник не отвечает ему на телефонные звонки вне рабочего времени, но этот факт не должен влиять на трудовые отношения.
«Чем меньшую ответственность предполагает должность, тем ниже вероятность возникновения ситуаций, где действительно важно быть на связи в режиме нон-стоп. Хотя нередко работодатели позволяют себе „выдергивать“ сотрудников с отдыха даже по вопросам, которые не требуют срочного реагирования. Иногда это происходит по привычке, ведь работник сам, по своей инициативе в любое время отвечает на звонки начальства. Если эта практика не устраивает сотрудника, то стоит обсудить проблему с непосредственным руководителем — обычно удается найти компромисс», — заключает Ольга Сапожникова.
Источник: Пресс-служба компании UTEAM