5 ноября 2024 г.
Недавняя редакционная статья в Bloomberg под нелицеприятным заголовком «Усилия США по сдерживанию стремления Си [Цзиньпина] к технологическому превосходству не приносят плодов» рисует в самый канун президентских выборов крайне тревожную для американской высокотехнологичной отрасли картину: более шести лет непрерывно усиливавшегося экономического давления на Китай разве что замедлили, да и то не принципиально, его движение на пути к высоким целям, намеченным в амбициозной программе «Made in China 2025». Для ИТ-направления, в частности, это оборачивается всё более ощутимой деглобализацией — которая из-за сужения рынков сбыта наносит американским и зависящим от них напрямую иностранным вендорам куда более значительный ущерб, чем получающим надёжную поддержку от государства их коллегам из КНР.
Эксперты издания — такие, как Адам Позен (Adam Posen), президент Петерсоновского института международной экономики в Вашингтоне, — прямо указывают: технологический взлёт Поднебесной не выходит сдержать ограниченными санкциями, тогда как наиболее драконовские меры, хотя и оказывают на коротких временных интервалах ожидаемое воздействие, уже в среднесрочной перспективе отрицательно сказываются на темпах инноваций как в самих США, так и в глобальном масштабе. Растущая угроза военного столкновения двух крупнейших по экономическому потенциалу стран мира — например, в развитие даже случайно спровоцированного вокруг Тайваня конфликта, — заставляет власти КНР всё деятельнее инвестировать в развитие собственных, не зависящих от внешних поставок (в том числе и интеллектуальной собственности), производств.
С максимальным напряжением сил — и ценой нанесения прямого ущерба союзникам, начиная с голландской компании ASML, единственного в мире поставщика EUV-фотолитографов для чипмейкерских предприятий, — американскому Минторгу удалось притормозить развитие материковых китайских микропроцессорных фабрик. Зато по направлениям электромобилей, беспилотных аппаратов, литиевых аккумуляторов, солнечных панелей КНР, по заключению Bloomberg Intelligence, сегодня бесспорно лидирует. Проблема, в частности в том, что если свой внутренний рынок США ещё способны эффективно оградить от китайских товаров высокими пошлинами (правомерность введения которых с учётом членства обоих государств в ВТО — вопрос особый), то надёжно воспрепятствовать экспорту из КНР в третьи страны сил и средств у бывшего глобального гегемона уже откровенно недостаёт.
Самое же неприятное, подчёркивают эксперты Bloomberg, что столь высокая цена — нарушение глобальных цепочек поставок, отлучение от огромного китайского рынка передовых ИТ-компаний США и их союзников и т. п., — оказалась заплачена за не такую уж длительную отсрочку. Отставание ИТ-индустрии КНР от наиболее передовых производств, представленных сегодня микропроцессорными фабриками тайваньской TSMC и южнокорейской Samsung (американская Intel в число лидирующих серийных производителей чипов сегодня уже не входит, увы), составляет не более пяти лет, — и с учётом нынешних реалий разрыв это будет лишь сокращаться. Ведь чтобы поддерживать его на достигнутом уровне и тем более увеличивать, ИТ-компаниям из США и союзных им стран необходимо вкладывать ещё больше средств в НИОКР, — а откуда тем взяться, если потенциальные рынки сбыта условно западной ИТ-продукции после отлучения от них Китая, России, Ирана и прочих «недружественных» стран резко сократились?
Согласно недавней оценке Goldman Sachs Group Inc., если в 2025 г. общая самообеспеченность КНР полупроводниковыми микросхемами достигнет уровня 20%, то к
Тем более, что и собственная полупроводниковая индустрия в КНР развивается вполне уверенными темпами. Bloomberg напоминает, что китайские чипмейкеры уже используют доморощенное оборудование для изготовления микросхем с предельным фактическим разрешением 65 нм. Это может показаться едва ли не позапрошлым веком, но на деле фактическое разрешение, обеспечиваемое самыми передовыми литографами ASML, составляет около 8 нм («3 нм» — не более чем общепринятый в индустрии маркетинговый ярлык), а ещё совсем недавно китайские полупроводниковые предприятия способны были изготавливать на локально созданном оборудовании чипы лишь с
В частности, недавно компания Shanghai Micro Electronics Equipment Group Co. (SMEE) получила патент на установку для промышленной EUV-фотолитографии — которая в теории способна будет заменить недоступные сегодня китайским заказчикам аналогичные машины под маркой ASML. Понятно, что одно дело — налаженное серийное производство таких фотолитографов, и совсем другое — только-только полученный патент, который потребуется ещё воплотить в металле, получить первые результаты, перейти от опытного образца к предсерийному прототипу и т. д. Но этот пример наглядно демонстрирует, насколько непродуманные американские санкции стимулируют — вместо того, чтобы подавлять — самое коренное развитие внутрикитайской ИТ-отрасли.
Эксперты издания признают, что глубокий разлом в некогда глобальной высокотехнологичной индустрии со всей очевидностью образовался, — и теперь коммерсантам, продолжающим вести трансграничные операции, приходится во всё большей мере принимать его в расчёт, подстраиваясь под новые реалии деглобализирующегося мирового ИТ-рынка. Пока хотя бы потенциальная совместимость чипов, построенных на них аппаратных систем и ПО по обе стороны этого разлома сохраняется, перед действующими в «серой зоне» между ними бизнесами открывается даже больше возможностей, чем прежде. Но, вполне вероятно, рано или поздно китайские и условно-западные ИТ разойдутся слишком далеко, — и вот тогда локальным торговым каналам (и российскому, в частности) придётся оперировать в существенно новых для себя условиях.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News