2 ноября 2024 г.
В преддверии Дня холостяка (11.11) и Чёрной пятницы аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) совместно с крупными ритейлерами проанализировали тенденции последних лет и поделились прогнозами распродаж 2024 года. Как отмечают эксперты, такой формат, несмотря на общий тренд по снижению темпов роста продаж, сохранит свою популярность. При этом некоторые бренды отказываются от участия в массовых распродажах, делая ставку на эксклюзивность продукта и уникальное позиционирование.
Обороты онлайн-площадок могут вырасти до 20%
Уже несколько лет в России есть тренд на ранний старт распродаж, а в этом году Чёрная пятница продлится до начала декабря. В этот период многие россияне закупаются подарками на Новый год, а затем ноябрьские распродажи плавно переходят в новогодние. При этом в течение года проходят дополнительные акции от разных площадок и ритейлеров, например Зелёный День от Сбера — в этом году он продлится с 7 по 12 ноября.
Большое количество акций позволяет покупателям приобрести нужный товар, не дожидаясь Чёрной пятницы. В связи с этим замедляются общие темпы роста оборотов и числа покупок в сезон скидок. На грядущих распродажах они могут оказаться меньше, чем в прошлые годы, особенно в онлайн-сегменте.
С 10 по 12 ноября прошлого года обороты интернет-магазинов, подключенных к ЮKassa, выросли незначительно — на 5% по сравнению с распродажей 2022 года, которая прошла с 11 по 13 ноября. Количество продаж осталось на прежнем уровне, а общий средний чек увеличился на 6%, до 1 510 рублей. Что касается Чёрной пятницы, с 24 по 26 ноября 2023 года обороты интернет-магазинов выросли на 11% по сравнению с распродажей 2022 года, которая состоялась с 25 по 27 ноября. Число продаж не изменилось, а средний чек вырос на 12%, до 1 484 рублей.
«В этом году объём онлайн-продаж может вырасти на
Сильнее всего увеличивается спрос на спорттовары, одежду и косметику
По данным платформы RetailCRM*, в 2023 году общее число заказов во время Чёрной пятницы выросло в 1,6 раза по сравнению с обычной неделей, а общий доход бизнеса оказался в 1,2 раза больше. Лидерами по дополнительной выручке в период ноябрьских распродаж стали категории «Одежда и обувь», «Спорт и отдых», «Мебель», «Ювелирные украшения» и «Косметика».
«В последние два года мы наблюдали небольшой, но планомерный спад числа заказов и доходов во время Чёрной пятницы. Так, в 2022 году ритейлеры, обрабатывающие заказы в RetailCRM, заработали на ноябрьских распродажах в 1,6 раза больше, чем в обычные недели, а самих заказов было в 1,8 раза больше. В 2023 году выручка упала на 12% относительно распродажной недели
Тем не менее, эксперт отмечает, что Чёрная пятница всё ещё остается для ритейлеров временем «большого урожая».
«На ноябрьских распродажах в прошлом году в категории „Спорт и отдых“ бизнес заработал в 1,8 раза больше, чем в обычные недели, а в категории „Косметика“ — в 1,9 раза больше. Но и здесь есть падение к 2022 году, когда для спортивных товаров рост был в 2,1 раза, а для косметики — в 3,2. Стабильность есть только в категории „Цветы“, которая из года в год получает в 2,3 раза больше выручки, ведь в ноябре, помимо 11.11 и Чёрной пятницы, есть ещё и День матери», — говорит Дмитрий Бороздин.
Ритейлеры ждут высокого спроса в период распродаж
По мнению экспертов ЮKassa, сильнее всего в этом году вырастет спрос на электронику и бытовую технику, одежду и обувь, а также на товары для дома и косметику.
«В период распродаж эти сегменты продемонстрируют наиболее высокие темпы роста. Онлайн-магазины электроники и бытовой техники могут показать до +30%, одежды и обуви — до
В «Ситилинке» отмечают, что скидки и спецпредложения остаются популярными у россиян. С 16 октября сеть запустила свою распродажу — Оранжевую пятницу, которая продлится до 6 ноября. Саму Чёрную пятницу «Ситилинк» тоже начнёт раньше официального старта.
«На основе данных прошлых лет можно сказать, что число покупок в этот период начинает расти где-то за неделю до самой распродажи — в среднем на 27%, а продажи акционных товаров увеличиваются на 128% в совокупности», — говорит Елена Конторина, руководитель розничного маркетинга компании «Ситилинк».
На распродажу одежды и обуви в этом году повлиял аномально тёплый сентябрь. Так, Lamoda провела традиционную эксклюзивную акцию для покупателей с 7 по 31 октября. Во время распродаж популярнее всего на платформе категории сезонной одежды, обуви и аксессуаров, а также спортивные коллекции, премиальные сумки, косметика мировых брендов и товары для дома.
«Популярность большей части этих категорий связана с тем, что во время ноябрьских скидок многие начинают готовиться к зиме и покупать подарки к Новому году. Также в Чёрную пятницу люди стремятся купить с хорошими скидками товары международных брендов, в том числе премиальных. Например, мы видим большой спрос на марки Hugo, Boss, Aeronautica Militare, Pinko и другие», — отмечает Ирина Максимова, директор департамента по закупкам и развитию Fashion Lamoda.
По данным ЮKassa, в последние годы на распродажах растёт также популярность услуг. Востребованы, в частности, подарочные сертификаты и услуги с отложенным использованием — от спа-процедур до мастер-классов. Так, на образовательной онлайн-платформе «Нетология» отмечают, что аудитория ждёт распродаж, часть пользователей осознанно откладывает покупку курсов на октябрь-ноябрь. В этом году в распродажах участвуют все продукты корпоративного направления «Нетологии», а также флагманские продукты для личного обучения.
«Мы не ограничиваемся скидками и используем разные механизмы, например бандлы (несколько курсов по привлекательной цене) или акции формата BOGO (1+1), когда пользователь покупает курс и получает второй в подарок. Этими механиками мы пользуемся регулярно, не ограничиваясь распродажами. В этом году на Чёрную пятницу мы приготовили формат дополнительных скидок для покупателей, размер зависит от стоимости курса», — отмечают в пресс-службе «Нетологии».
Одной из стратегий в период распродаж может стать предложение нишевых или премиум-услуг для существующих клиентов и большие пакеты услуг или подарочные карты для новых, отмечают в YCLIENTS.
«Это не только увеличит выручку в краткосрочной перспективе, но и создаст поток клиентов на более длительный срок. Актуальны также скидки на услуги с высоким чеком, например на годовые абонементы в спортзал или лечение зубов в стоматологии», — говорит Иван Смелянский, директор по маркетингу YCLIENTS.
Распродажи нужны не всем
Однако есть бизнес, для которого большие сезонные распродажи неактуальны. Например, бренд одежды A Quick Buck делает ставку на уникальность продукта и контентно-ориентированный маркетинг. Этот подход компания использует круглый год, и распродажи на него почти не влияют.
«Для нас самые главные составляющие — аутентичность, эксклюзивность продукта и концептуальность бренда. В период распродаж мы оставляем прежними позиции по контент-маркетингу, усиливаем их и прорабатываем базу клиентов. Иногда также выпускаем межсезонные дропы, чтобы привлечь внимание аудитории. Всё это в совокупности даёт хороший прирост и позволяет не просесть во время массовых распродаж», — говорит директор по маркетингу A Quick Buck Роман Галимов.
*На основе данных о работе 22 000 интернет-магазинов и торговых точек, подключенных к платформе RetailCRM.
Источник: Пресс-служба компании ЮMoney