12 ноября 2024 г.
Продолжение. Начало тут
Есть ли сегодня на российском рынке отечественные разработки систем управляемых услуг печати/документооборота (MPS/MDS), сопоставимые по функциональности с продуктами ушедших из страны глобальных вендоров — и опирающиеся на парк устройств продолжающих работать в России брендов?
И даже лучше
«Несомненно! — горячо заявляет в ответ на заданный нами вопрос Алексей Михайлов, руководитель продукта „Смарт Принт“ ГК „Катюша“. — Это одно из важнейших направлений для вендоров. Иметь аутсорсинг печати от российского вендора, который использует в составе услуг систему управления печатью собственной разработки, очень удобно. Это позволяет оперативно получать поддержку по работе системы для обеспечения SLA, а иногда и доработки системы под особенности процессов и ИТ-инфраструктуры конкретного заказчика».
«К тому же, — продолжает эксперт, — российские разработчики систем управляемых услуг печати создают продукты под особенности именно отечественных компаний, ориентируясь в первую очередь на потребности российского рынка. Более того, системы управления печатью уже стали ядром любых сервисов печати в России, что является абсолютной нормой на западе уже более 10 лет. А это значит, что зрелость российских сервисов печати вышла на международный уровень — и, вполне возможно, превзошла его по отдельным направлениям. Такое уже случалось ранее. Например, крупнейший в мире зарубежный пивоваренный концерн закупал сервис печати непосредственно у зарубежного производителя, но управляли им в концерне многие годы именно коллеги из России, — что наглядно демонстрирует уровень отечественных специалистов».
Михаил Грудинин, директор сервисного центра ООО «СИНТО» (ИТ-интегратор, Ярославль), подтверждая, что услуги управляемой печати остаются востребованными, обращает внимание на их выгодность для клиентов: «Они позволяют заказчикам повышать уровень безопасности, проводить мониторинг и аналитику использования ресурсов, снижать затраты. Мы можем с уверенность говорить, что большинство MPS-провайдеров прислушиваются к заказчикам, внедряют облачные решения в печати, развивают направления информационной безопасности, мониторинга и аналитики».
Ключевыми критериями для заказчиков Дмитрий Купцов, заместитель генерального директора по периферийным устройствам Fplus, называет сопоставимую функциональность и совместимость с существующим парком техники, в том числе с техникой ушедших брендов: «Так как их оборудование всё ещё функционирует — и будет использоваться ещё несколько лет. Также это касается и новой техники от брендов, которые только появляются в России. Осознавая эту потребность, Fplus совместно с входящим в наш ИТ-холдинг разработчиком систем управления печатью Printum наладили партнерские отношения со всеми основными производителями печатного оборудования, что позволяет поддерживать устройства практически всех брендов. Стоит отметить, что заказчики при переходе на российские решения хотят получать дополнительный функционал, которого не было в зарубежных продуктах. Ранее клиенты жаловались, что ответ от зарубежных вендоров можно было ждать месяцами, запросы на доработки часто игнорировались, а поддержку в основном осуществляли локальные партнёры, возможности которых были ограничены. Сейчас наши заказчики получают поддержку как от партнёров, так и напрямую от производителя».
О высокой востребованности разработок российских компаний в области MPS/MDS свидетельствует и Олег Дралов, директор по развитию сервисных решений департамента технической поддержки ООО «1ТИС»: «Несмотря на то, что многие российские решения имеют свои недочёты (недоработки, проблемы), их популярность очень быстро растёт. Причина в том, что практически все иностранные их аналоги покинули российский рынок. Вторая причина, важная для госзаказчиков, — это требования правительства о замещении иностранного ПО. Реальность такова, что на текущий момент заказчики испытывают немало проблем в связи с переходом к российским разработкам MPS/MDS — т. к. многие программные продукты дорабатываются, что называется, „на ходу“; в частности, в связи с тем, что многие заказчики по известной причине переходят на различные версии операционных систем на базе Linux. Но в целом можно сказать, что дистанция с многими российскими разработчиками сократилась — и что те в гораздо более полной мере учитывают текущие реалии заказчиков. Существующие проблемы, хотя и медленно, но всё же решаются».
«Речь о полноценных сервисных и аутсорсинговых проектах может идти только при использовании решений по управлению печатью, это их неотъемлемая составляющая, — подчёркивает Дмитрий Демин, руководитель отдела продаж ГК АРТИ. — После того, как страну покинули крупные западные игроки СУП (систем управления печатью), интерес к российским решениям вырос кратно. В рамках наших проектов мы используем мультивендорное решение собственной разработки PrintXpert 3 или АСУПиМ (конфигурация решения с сертификацией ФСТЭК). Решение обладает сопоставимым функционалом по отношению к иностранным и российским аналогам, а с точки зрения защиты конфиденциальных данных — превосходящим и даже уникальным. Если обобщить, то переход на отечественные решения СУП стал драйвером для их дальнейшего развития и совершенствования, что однозначно получило положительный отклик конечных заказчиков».
Востребованность российских систем управления печатью подтверждает и Артем Даниелов, менеджер по продукции Konica Minolta Business Solutions Russia: «Их функциональные возможности варьируются от решения к решению, и в ряде моментов уступают зарубежным аналогам. Тем не менее, основным требованиям, которые выдвигаются заказчиками к таким системам, российские решения удовлетворяют, а в чём-то их даже превосходят. Также стоит отметить, что разработчики отечественных систем прислушиваются к заказчикам, учитывают их потребности — и дорабатывают свои продукты, по мере необходимости».
Как свидетельствует Максим Афонасьев, генеральный директор ГК Аксус, в последнее время очень много идёт пилотирования российских решений: «В целом рынок систем управления печатью сформировался уже достаточно давно — и сегодня заказчики не готовы отказываться от данных сервисов, поэтому спрос на российские системы большой. Другой вопрос, что по функционалу хорошо было бы добиться такого же набора сервисов, к которым привыкли заказчики. Удаётся это далеко не всегда, но скорость, с которой происходит взаимодействие с клиентами, и объём производимых вендорами доработок внушают оптимизм».
В потоке перемен
До начала 2022 г. доля струйных офисных принтеров, прежде всего цветных, в России неторопливо, но уверенно росла (под условным девизом «доступная цветная печать в каждый, даже малый, офис»), — но сегодня продолжающие работать в стране вендоры делают основной упор на лазерные устройства. Справедливо ли утверждать, что едва ли не полный откат к полностью лазерному (точнее, электрографическому) рынку печати произошёл всерьёз и надолго — или же явление это временное, и пора расцвета струйных офисных принтеров в России ещё впереди?
«Струйная технология, как и любая другая, переживает свои циклы роста и спада, — напоминает Андрей Ванькевич, руководитель отдела поддержки и продвижения продукции ГК „Катюша“. — Связаны они с возникающими прорывными разработками в различных отраслях науки, возможностями их реализации „в железе“ и потенциалом предлагаемых выгод от перехода на новые устройства. В глобальном масштабе струйная технология имеет такой потенциал, а для ряда сегментов рынка и вовсе уже является современным безальтернативным „стандартом“. Но — не для корпоративной среды и не для эпизодической печати офисных документов. Струйные принтеры и МФУ, по сравнению со электростатическими, более нежны и требуют внимательного обращения со стороны пользователя. Лазерная и светодиодная технологии просты, надёжны, понятны и безопасны, причём как в производстве, так и в ежедневной офисной эксплуатации. Неудивительно, что в момент ухода зарубежных производителей отечественные разработчики сконцентрировались именно на электрографии. Случится ли расцвет струйной офисной печати — покажет время; сегодня его прогнозировать как генеральную тенденцию для мира или России, мы считаем, преждевременно. Дело не в сложности производства как таковой, а в удобстве ежедневного использования и применимости для большинства прикладных задач: лазер здесь в выигрыше».
В офисах струйная печать сегодня менее предпочтительна, чем лазерная, и используется редко, — об этом свидетельствует Артем Даниелов: «Основную массу таких устройств люди покупают домой. Некоторые вендоры предпринимали попытки запустить струйные принтеры на В2В рынок, но у них все же есть ряд ограничений и проблем, которые критичны для офисного использования».
«Если мы говорим о корпоративном секторе, — уточняет Олег Дралов, — то, если я правильно помню, падение доли струйных устройств для офисной печати началось ещё до начала 2022 г. — причём по инициативе вендоров, которые продвигали данные устройства на российском рынке (хотя, конечно, тут нужно смотреть отчёты; это мои ощущения); и это общемировой тренд, насколько я понимаю. Думаю, со стороны вендоров агитация за офисную струйную печать оказалась либо ложным целеполаганием, либо фальстартом. При этом струйные устройства на текущий момент могут занять — и уже занимают — определённую нишу, где их преимущества уверенно нивелируют все их недостатки. Что же касается нынешнего российского рынка, то по техническим причинам освоить выпуск струйных устройств нашим производителям сложнее. Исторически так сложилось, что на российском корпоративном рынке не очень любят струйные устройства — считают их ненадёжными, несерьёзными, предназначенными для „домашней печати“. Возможно, в будущем нас ждёт бум струйной печати в корпоративном секторе, — но на текущий момент представить такое сложно».
Рынок струйной печати остаётся довольно стабильным, сокращение доли сегмента в общем объёме незначительно, — об этом говорит Михаил Грудинин: «Тенденция сохраняется за счёт низкой стоимости „старта“, простоты обслуживая, низкой стоимости замены, а также высокого качества отпечатков. На нашем рынке сохраняется значительный уровень доступности — как ценовой, так и по наличию — струйных аппаратов ведущих мировых брендов, в первую очередь Epson, и доля их даже показывает определённый рост за последние годы».
По словам Дмитрия Купцова, из-за специфики технологии струйная печать смогла прижиться только в домашнем сегменте: «Коммерческая и корпоративная печать продолжает использовать лазерную технологию. С точки зрения производителя конструкция струйного принтера гораздо проще, чем лазерного, но при этом освоить её сложно. Во-первых, из-за того, что для производства печатающей головки необходим специальный литограф, а во-вторых, все три существующие на сегодняшний день технологии формирования капли защищены патентным правом. Вопрос использования струйных принтеров упирается в цену аппарата, в стоимость владения, в необходимость цветной печати. Цветной лазерный аппарат дороже и больше струйного, но при этом стоимость отпечатка ниже».
Если рассматривать именно корпоративный сегмент покупателей, то в своё время, как свидетельствует Максим Афонасьев, струйные МФУ для рабочих групп показали очень высокую эффективность: «Особенно в сервисных контрактах, выигрывая по простоте ремонта, более дешёвой стоимости отпечатка — а также в части логистики благодаря компактности самих расходных материалов. Кроме того, они оказались достаточно надёжными в эксплуатации даже при больших нагрузках. На сегодня доступность таких устройств на рынке очень низкая, в связи с этим в сервисных контрактах используются только лазерные устройства».
Струйная печать начала продвигаться западными производителями как альтернатива офисной лазерной порядка 10 лет назад, — об этом напоминает Дмитрий Демин: «Лидерами этого продвижения были HP Inc. с технологией неподвижной печатной головки PageWide и Epson с устройствами WorkForce Enterprise. Brother планировал поставлять струйные устройства даже формата A3, но информация о их серийном запуске так и не поступила. На наш взгляд, устройства HP PageWide линейки Managed, предназначенные для использования в MPS контрактах были достаточно удачны, несмотря на присутствие некоторых „детских болячек“, свойственных струйной технологии. Несколько десятков таких устройств поставлялись нами в аутсорсинговые контракты — и показали себя положительно. Решение HP Inc. отказаться от использования струйной технологии в устройствах, ориентированных на офисный сегмент, и оставить её только в широкоформатных аппаратах стало для рынка определённым шоком. Единственной компанией, которая не свернула с намеченного пути, оказалась Epson, но продукт получился нишевой, а в связи с уходом компании с рынка России и вовсе потерял всякую востребованность для отечественных заказчиков. Об успешных же разработках российских производителей в области струйной технологии печати нам неизвестно. Будем надеяться, что это затишье перед бурей — и что мы стоим на пороге становления рынка отечественной струйной печати».
Окончание следует
Источник: Максим Белоус, IT Channel News