18 ноября 2024 г.

Сергей Азаров

О текущем состоянии рынка RPA-решений рассказал Сергей Азаров, руководитель направления департамента бизнес-решений и консалтинга ГК Softline.

Направление Robotic Process Automation (RPA) привлекает внимание множества компаний, стремящихся оптимизировать рабочие процессы, сократить затраты и повысить общую эффективность. В результате сектор демонстрирует значительный рост: по данным IDC, рынок RPA в России в 2022 году составил 8,7 миллиарда рублей, а в 2023-м достиг 12,9 миллиарда рублей. В 2024 году Минцифры включило RPA-решения в классификатор реестра российского ПО.

Сергей Азаров, руководитель направления департамента бизнес-решений и консалтинга ГК Softline, подробно проанализировал текущую ситуацию на рынке RPA и рассказал о современных трендах в развитии этой технологии.

Рынок меняется

С 2022 года рынок постепенно адаптировался к работе без зарубежных компаний, которые к тому времени либо уже ушли, либо только начинали сворачивать свою деятельность. Многие крупные клиенты тогда обратили внимание на отечественные платформы.

До ухода вендоров, таких как UiPath, Blue Prism и Kofax, их доля на российском рынке составляла около 80-90%. Однако в настоящее время наблюдается снижение этого показателя.

Разработчики внутренних RPA-систем стали создавать отчуждаемые решения для замещения ушедших игроков, что сделало отечественные платформы более конкурентоспособными. Это подтверждают различные рейтинги и рост объема рынка. В таких условиях, несмотря на возможность использовать иностранные решения, интерес к отечественным платформам продолжает расти на фоне процесса импортозамещения.

Гиперавтоматизация в тренде

Продукты для роботизации уже никого не удивляют, и рынок этих систем становится все более обширным. В выигрыше оказываются компании, создающие экосистемы продуктов, объединяющие все необходимые функции для клиентов, такие как архивирование, оптическое распознавание символов (OCR), системы электронного документооборота (СЭД) и другие.

Яркие примеры успешной реализации такого комплексного подхода можно найти в большинстве популярных российских RPA-платформ. Одна из них — ROBIN. Она воплощает концепцию сквозных процессов, объединяя сотрудников с цифровыми помощниками — роботами, чат-ботами и прочими решениями на основе искусственного интеллекта. Эти и другие технологии в рамках платформы функционируют в синергии, обеспечивая высокую скорость и точность выполнения задач, что имеет критическое значение для повышения конкурентоспособности на рынке.

Искусственный интеллект значительно расширяет возможности роботизации, особенно в сочетании с технологией OCR. Например, за счет внедрения модуля автоклассификации на базе RPA-платформы для обработки заявок, поступающих в службу Service Desk по электронной почте, удастся разгрузить первую линию техподдержки, обрабатывающую наиболее загруженный канал взаимодействия с пользователями.

Спрос на привычные решения

Запросы на RPA-решения продолжают оставаться схожими с теми, что были ранее, так как многие только начинают знакомиться с роботизацией и пытаются модернизировать те же процессы, что и компании, уже ступившие на этот путь.

Одна из главных причин внедрения автоматизации — устранение ошибок, связанных с ручной обработкой данных. Это актуально для всех отраслей, от ритейла до промышленности. Например, бизнес может интегрировать платформу RPA с почтой, 1С и системой закупок УЗД для автоматизации обработки входящей корреспонденции и формирования заявок, что позволит сократить трудозатраты на этот процесс.

Автоматизация обработки обращений и финансовой документации, а также организация аудио- и видеоконференций с использованием программных роботов может значительно снизить количество ошибок при обработке заявок. Роботы способны взять на себя по крайней мере треть всех обращений.

Другой распространенный запрос — роботизация процесса создания удаленного свода данных для повышения эффективности работы. Такой проект может быть сфокусирован на консолидации данных без сложных интеграций.

С помощью платформы роботизации компания может автоматизировать извлечение разрозненной информации из различных систем, сводить данные в Excel и формировать отчеты по заданной структуре. В результате рутинные бизнес-процессы могут быть автоматизированы без дополнительных затрат на интеграции, и экономия рабочего времени сотрудников может составить до 2 часов в день.

В условиях относительно сложной ситуации на рынке труда компании стремятся оптимизировать затраты и высвободить больше человеческих ресурсов для решения других задач, что повышает интерес к RPA-системам.

В ритейле роботизация может также понадобиться для автоматизации процессов электронного документооборота и обработки запросов. В рамках одного из проектов была настроена система, обеспечивающая обработку входящих заказов с почты и их выгрузку в систему электронного документооборота (ЭДО), сверку актов УПД в наследственной системе, а также сбор и систематизацию информации из обращений в интернет-магазине, включая определение темы и выбор сценария обработки заявки. Роботы обрабатывают сотни тысяч сообщений в год, а экономия времени сотрудников составляет 11 FTE (Full-Time Equivalent, эквивалент полнофункционального рабочего времени).

Исключительные запросы

Иногда возникают нестандартные запросы на роботизацию, и хотя они, скорее, являются исключениями, они предоставляют интересную возможность для переосмысления текущего продукта и доработки его функций.

Так, в отделе закупок крупной промышленной компании возникла уникальная задача для RPA-решения, заключающаяся в поиске потенциальных поставщиков и мониторинге предложенных цен. Этот процесс включает в себя отправку запросов на коммерческие предложения и обработку полученных ответов.

Для автоматизации этих процессов был разработан программный робот. Он извлекает данные ТКП из неструктурированных текстов и проверяет технические задания на закупку материально-технического обеспечения по установленным правилам. Робот также взаимодействует с площадками для закупок и учетной системой SAP ERP. Для реализации отправки запросов на коммерческие предложения и обработки ответов потребовалась интеграция с SAP, Яндекс.Маркетом и Единой информационной системой в сфере закупок (ЕИСЗ).

Заключение

Рынок уже полностью адаптировался к роботизации. Если раньше в бизнес-среде обсуждали исключительно термин «автоматизация», то теперь и «роботизация» — привычное понятие, не вызывающее вопросов. Роботы активно внедряются в рабочие процессы, повышая эффективность бизнеса и освобождая сотрудников от рутинных задач.

Можно отметить, что роботизированные решения становятся более гибкими и устойчивыми к изменениям на рынке, а также принимаются в качестве стандарта в большинстве отраслей. Тем, кто уже сегодня предпринимает шаги в этом направлении, будет проще адаптироваться к новым вызовам и использовать открывающиеся возможности.

Источник: Сергей Азаров, руководитель направления департамента бизнес-решений и консалтинга ГК Softline