19 ноября 2024 г.

Окончание. Начало тут и тут

В достаточной ли мере аутсорсерами MPS/MDS обеспечивается сегодня защита клиентских данных? Не служит ли именно беспокойство о сохранности конфиденциальной информации последним препятствием для клиентов, так и не решивших пока переводить свой документооборот на аутсорсинг?

Под защитой

По свидетельству Екатерины Лялиной, руководителя направления внедрения и операционного сопровождения проектов ГК «Катюша», на сегодня уже не просто существуют, но используются во многих компаниях в составе услуг аутсорсинга печати российские системы, — в первую очередь ориентированные как раз на безопасность и защиту данных: «Именно необходимость сохранять конфиденциальность информации в ходе печати является одном из факторов выбора поставщика услуг аутсорсинга. Вендоры, использующие системы защищённой печати собственной разработки в составе услуг аутсорсинга, более интересны заказчикам».

Что же касается беспокойства о сохранности конфиденциальной информации, продолжает эксперт, то вопрос этот очень важный: «Ведь компании-аутсорсеры получают доступ ко многим данным заказчика (парк его техники, его расположение, объёмы печати, ФИО пользователей при использовании систем авторизации, IP-адреса и прочее). Поэтому заказчикам так важно выбирать крупные компании, специализирующиеся на аутсорсинге печатной инфраструктуры, которые имели бы устойчивую репутацию на рынке. Такие компании обязательно подписывают NDA с заказчиками, могут предоставить рекомендательные письма, провести референс-визиты к уже использующим их услуги заказчикам; имеют жёсткие внутренние регламенты по сохранности конфиденциальной информации. В таких компаниях ответственность за сохранность клиентских данных несёт не только компания в целом, но и каждый сотрудник, задействованный на проекте».

«Действительно, — подтверждает Олег Дралов, директор по развитию сервисных решений департамента технической поддержки ООО „1ТИС“, — беспокойство о сохранности конфиденциальной информации является одним из препятствий (я бы даже сказал, фобий) заказчиков в случае перехода клиентов на MDS (особенно) и, в меньшей степени, на MPS. Зачастую заказчики не готовы передавать вовне данные, которыми обмениваются устройства по SNMP-протоколу, опасаясь их утечки. В целом, это актуальная тема; нужно её развивать. Тем более, что на российском рынке присутствуют решения, способные обеспечить защиту клиентских данных, — а самым узким местом в системе безопасности остаются, как это и всегда было, пользователи».

«MPS/MDS-провайдеры в настоящее время способны обеспечить любой требуемый уровень защиты клиентских данных, — убеждён Михаил Грудинин, директор сервисного центра ООО „СИНТО“ (ИТ-интегратор, Ярославль). — Используются различные подходы — от печати по принципу on-permission до совместной с заказчиками настройки межсетевых экранов и сетевого оборудования для гарантии сохранения информации в их периметре».

Защита конфиденциальных клиентских данных в области печатного документооборота всегда была краеугольным камнем, — с этим соглашается Дмитрий Демин, руководитель отдела продаж ГК АРТИ: «При использовании решения PrintXpert 3 эти опасения излишни. Во-первых, программная часть решения устанавливается на сервере заказчика, никакие облачные хранилища и ЦОДы не используются. Во-вторых, заказчик может использовать модуль предупреждения и выявления фактов утечки информации, позволяющий осуществить контекстный анализ любого документа. При отправке на печать, копировании или сканировании документа, содержащего признак конфиденциальности, система либо запретит исполнять это задание, либо проинформирует сотрудника службы безопасности о факте такой несанкционированной работы — и выявит сотрудника, который её инициировал».

«Российские решения изначально создавались с ключевой идеей защищённости данных, — напоминает Максим Афонасьев, генеральный директор ГК Аксус, — так что этот вопрос не столь сильно актуален сегодня. Главное препятствие — это фактически работающий функционал на различных устройствах, доступных к эксплуатации».

Вот и на взгляд Дмитрия Купцова, заместителя генерального директора по периферийным устройствам Fplus, технически проблема конфиденциальности данных при грамотной организации аутсорсинга печати уже не стоит: «Например, система управления печатью Printum решает вопрос безопасности клиентских данных: используются современные методы шифрования при хранении и передаче информации, гибкая ролевая модель обеспечивает строгую разграниченность прав доступа, позволяя подрядчикам видеть только ту информацию, которая необходима».

«У аутсорсеров, оказывающих услуги по управлению печатью, нет доступа к клиентским документам, — подчёркивает Артем Даниелов, менеджер по продукции Konica Minolta Business Solutions Russia. — Сервер системы установлен локально у заказчика, а если аутсорсеру предоставляется доступ, то он временный и ограниченный. Именно поэтому у нас большей популярностью пользуются как раз локальные решения, а не облачные. Более того, такие системы даже повышают безопасность документооборота — за счёт того, что устройства печати защищены, а пользователь может получить своё задание, только авторизовавшись непосредственно на подготовившем то к печати МФУ».

На светлую перспективу

Какие варианты аутсорсинга печати, в том числе с MPS/MDS, можно считать наиболее перспективными для российского рынка: покопийные контракты, подписка на некий определённый объём страниц в месяц, обслуживание (с заправкой расходниками, починкой, подменой и пр.) парка оргтехники заказчика on-premises, полная передача управления документооборотом на сторону, что-то ещё? И какие из них наиболее выгодны с точки зрения партнёров в ИТ-канале, — ведь многие из этих партнёров как раз делают ставку на переход от транзакционных продаж к предоставлению интеллектуальных услуг с высокой добавленной стоимостью?

Покопийные контракты, по мнению Екатерины Лялиной, остаются наиболее актуальными: «Особенно с использованием систем управления печатью: они являются наиболее прозрачными для заказчиков, — так как заказчик платит ровно за то число страниц, которое он напечатал. Покопийные контракты более управляемы. Всегда есть возможность произвести оптимизацию печатного парка в зависимости от объёмов печати в определённой локации, ориентируясь на потребности пользователя в цветности и формате печати, а также на стоимость отпечатка на конкретном устройстве».

«Обслуживание парка техники заказчика актуально также на покопийной основе, — продолжает эксперт. — Контракты с обслуживанием по единичным расценкам теряют свою актуальность, они неудобны как для заказчиков, так и для исполнителей — и не дают всех преимуществ покопийного сервиса. Как вендор, мы против заправки расходных материалов, так как это может повлечь за собой как снижение качества печати, так и выход из строя других деталей оборудования. Вариант аутсорсинга по типу подписки только набирает обороты в России, он актуален для компаний малого бизнеса с небольшим парком техники (до 5 устройств); для компаний крупного бизнеса, где необходимо оснастить, к примеру, принт-рум; для компаний с распределёнными небольшими офисами по России. К примеру, ГК „Катюша“ уже имеет в своём продуктовом портфеле такой вариант аутсорсинга, — сертификат „Сервисная модель“».

«По нашему мнению, наиболее перспективны и выгодны как для заказчиков, так и для провайдеров покопийные контракты с MPS/MDS, — соглашается Михаил Грудинин. — При этом достигается полная прозрачность для всех сторон, обеспечивается высокая эффективность используемых ресурсов — и конкурентная стоимость для заказчиков (по сравнению с обеспечением сервиса собственными силами и ресурсами)».

Дмитрий Купцов видит основные возможности для роста в сегментах полноценных покопийных контрактов, а также контрактов с абонентской моделью обслуживания, при которой заказчик приобретает своего рода подписку на определённый объём отпечатков: «Что касается обслуживания с перезаправкой, такого рода проекты, безусловно, будут присутствовать на рынке, но — по мере повышения зрелости заказчиков и формирования устойчивого запроса на качество сервиса — их доля будет постепенно снижаться. Также мы не ожидаем стремительного роста в сегменте полного аутсорсинга документооборота: крупные корпорации и компании с госучастием в настоящий момент вряд ли готовы на это пойти — прежде всего по соображениям безопасности».

Как справедливо указывает Артем Даниелов, реализация сервиса печати полностью зависит от запросов, потребностей и возможностей заказчика: «Это по сути конфигуратор, из доступных в котором блоков можно составить идеальный контракт, а не привязываться к готовому коробочном варианту. Аутсорсинг печати перспективен — и его востребованность растёт. Для компаний, которые предоставляют такие услуги, обычно более интересен вариант, когда они берут на себя наибольший объём сервиса печати, то есть полноценный покопийный контракт, и ведут всё обслуживание».

«В ходе недавних переговоров с одним из наших крупных заказчиков, — говорит Максим Афонасьев, — представитель компании пояснил, что самое ценное на текущий момент — это централизованная логистика и бесперебойное снабжение расходными материалами и запасными частями. Мы предоставляем максимальный набор сервисов нашим заказчикам, включая поставку (как сервис) самого оборудования, программного обеспечения и, конечно же, всех необходимых расходных материалов плюс инженерных работ по обслуживанию аппаратов, — но при этом работаем и по контрактам, когда заказчик получает только часть сервисной услуги; например, только аренду оборудования, или только контрактную поставку картриджей, ТО, ремонты и т. д. Таким образом, заказчик выбирает наиболее оптимальный вариант сервиса, подходящий для решения его приоритетных задач».

На взгляд Олега Дралова, первое по перспективности для российского рынка также занимают покопийные контракты: «Причём на оборудовании заказчика и без фиксации объёма печати. Когда подрядчик берет на себя обслуживание существующего парка техники — с поставками в рамках контракта расходных материалов, запасных частей, всех ремонтов с предоставлением подменного оборудования, с внедрением и администрированием ПО по мониторингу и управлению печатью, с последующей оптимизацией парка техники и переходом на полный аутсорсинг (с предоставлением печатной техники). На втором месте — аутсорсинг печати; т. е. по сути всё то же самое, но начинаем с аудита — и предлагаем решение по предоставлению печатной техники плюс все сервисы, необходимые для бесперебойного предоставления услуги печати; по сути, это и есть MPS».

Оба эти решения, продолжает эксперт, ценны для заказчиков: «Снимают с них множество проблем, но при этом оставляют контроль за документооборотом — и потому интересны для партнёров, ведь за теми остаётся не просто ремонт печатной техники, но комплексная услуга с элементами консалтинга и возможностью зарабатывать. MDS-направление является очень перспективным, и для ряда заказчиков может быть весьма актуальным, но при этом требует высоких компетенций от аутсорсеров — с положительным опытом реализации подобных решений. Ранее на российском рынке подобными решениями занимались в основном вендоры, так что многим компаниям-партнёрам в российском ИТ-канале предстоит наработать соответствующие компетенции».

«В рамках анализа наших контрактов можно сказать, — делится опытом Дмитрий Демин, — что любая из услуг востребована, и что у каждой есть свой заказчик. В портфеле наших контрактов встречаются как полный аутсорсинг печати с предоставлением нового оборудования, так и покопийные (клик-) контракты с обслуживанием текущего парка техники заказчика. Некоторые из клиентов выбирают ежемесячный абонентский платёж с включённым объёмом отпечатков и набором услуг. Наблюдаемая в последние годы стратегия — как для состоявшихся компаний, так и для стартапов, — это сосредоточение фокуса на основном бизнесе и передача непрофильных видов деятельности профессионалам».

Если говорить о выборе наиболее выгодного варианта для партнёров, продолжает эксперт, то важно понимать, что рынок услуг печати уже приобрёл достаточно чёткие очертания в части требований, которые клиенты предъявляют поставщикам услуг: «Для партнёров это означает достаточно высокий порог входа, так как требует наличия серьёзных компетенций и технических наработок, которые необходимо постоянно развивать. Непрерывность процессов печати, территориально удалённые точки обслуживания, соблюдение жёстких метрик SLA, проактивный сервис — сейчас это уже не вызовы, которые приходится принимать, а стандартные требования заказчиков, которым необходимо соответствовать. Ключевой особенностью исполнения наших контрактов является отсутствие партнёрской сети по поддержке печатающих устройств. Мы работаем более чем в 90 городах России силами собственных инженеров, что позволяет нам обслуживать технику заказчиков от Калининграда до Владивостока».


Источник: Максим Белоус, IT Channel News