27 ноября 2024 г.
Замена настольного ПК или даже сервера/СХД с комплектом рабочего ПО ушедшего из России вендора на локальный, точечно-импортозамещённый ПАК — задача не всегда простая, но решаемая; справляться с ней отечественные вендоры и канал к настоящему времени неплохо уже научились. Другое дело — сегментное импортозамещение, когда искать замену приходится сразу цельному вертикально-интегрированному комплексу в составе сложной ИТ-инфраструктуры заказчика, исходно выстраивавшемуся под вполне определённую бизнес-задачу.
В этом случае необходимо подбирать одновременно и рабочие места для сотрудников, и серверы, и системы хранения, и порой иные, специализированные вычислительные средства. Мало того — ещё и органично увязывать всё это «железо» с доступным ПО отечественной разработки в единый программно-аппаратный ансамбль, ориентированный на исчерпывающе полное решение бизнес-задач сразу в целом хозяйственном сегменте, — т. е. переходить к импортозамещению сегментными ПАКами.
Слойка против пышки
Одни заказчики предпочитают композитную, «слоёную» ИТ-инфраструктуру: отдельно рабочие места сотрудников, отдельно корпоративные серверы и СХД; на каждом устройстве своя ОС, никакой виртуализации. Но зато каждый кирпичик внутри каждого слоя в этой конструкции (теоретически) можно менять на другой, аналогичный по функциональности, буквально в любой момент; потребуется лишь поставить такую задачу перед локальным ИТ-отделом или же перед профильными специалистами интегратора.
Другие клиенты выбирают гиперконвергентные решения, своего рода вертикально-интегрированные (сегментные) программно-аппаратные комплексы (ПАКи) — с заведомо совместимыми между собой элементами «железа» и софта, от браузеров и ВКС до серверов и VDI с динамическим распределением нагрузки GPU. Но что, спрашивается, выгоднее в средне- и долгосрочной перспективе?
«Выбор решения во многом определяется бизнес-задачами и внутренними компетенциями собственного ИТ-отдела, — делится своим опытом Дмитрий Парипа, системный архитектор FERRUM IT Group. — ПАКи позволяют осуществить быструю интеграцию в существующую инфраструктуру, поскольку их компоненты заранее протестированы на взаимную совместимость, — а это снижает риски сбоев и программных ошибок. Выбор ПАК зачастую позволяет получить единое окно поддержки и единую систему управления. И в дальнейшем может снизить расходы на обновление и управление ИТ-инфраструктуры. Но есть и минусы: к примеру, могут потребоваться более гибкие решения и возможности кастомизации при изменении бизнес-задач».
Алексей Мосин, руководитель отдела развития продукции Nerpa, подтверждает, что предварительное тестирование оборудования и «железа» на совместимость позволяет быстрее выполнить внедрение и интеграцию конечного изделия в существующую инфраструктуру: «При этом подготовка комплексного решения с предварительно протестированными и не конфликтующими друг с другом элементами — это большие временные и финансовые затраты. По этой причине в некоторых случаях заказчику выгоднее проводить установку и „согласование“ элементов не заранее, а уже на месте».
«Готовые ПАКи позволяют ограничить „зоопарк“, — свидетельствует Владимир Попов, директор департамента инфраструктуры информационных систем АМТ-ГРУП, — и снизить сложность эксплуатации определённых кусков инфраструктуры; часто значительных, вроде платформы виртуализации — но за счёт отказа от тотальной оптимизации и снижения гибкости. Покупая ПАК, заказчик соглашается на определённые правила и ограничения, — но взамен надеется получить более качественный сервис и отсутствие проблем на стыке ПО и оборудования. Заказчики также должны понимать, что расширение ресурсов в дальнейшем будет приобретаться у одного производителя, и развитие инфраструктуры будет во многом зависеть от цикла разработки и планов этого производителя».
Заранее проинтегрированное решение требует меньше затрат на этапе пуско-наладочных работ, — на это обращает внимание Илья Левчук, директор департамента индустриальных программно-аппаратных комплексов компании Fplus: «Тем не менее, мы сталкиваемся с примерами, когда интегрированный и валидированный софт может работать по-разному в различных ИТ-инфраструктурах. В зависимости от квалификации сотрудников компании-заказчика могут возникать моменты, когда, например, технические специалисты используют разные уровни замера производительности (в том, что касается баз данных, — не разобравшись предварительно, где именно её измерять: на уровне ОС, BMC или BIOS). На мой взгляд, наиболее выгодным оказывается гибридный вариант, когда заказчик участвует в тестировании ПАК совместно с вендором и интегратором».
Александр Фролов, руководитель группы по управлению инфраструктурой рабочих мест ICL Services, подчёркивает, что в средне- и долгосрочной перспективе выбор того или иного решения сильно зависит от конкретных бизнес-задач и структуры организации: «Однако в целом вертикально-интегрированные решения (ПАК) имеют ряд преимуществ. Во-первых, компоненты ПАК проходят тщательное тестирование на функциональную совместимость, что снижает риск конфликтов между ПО и „железом“. Это важно для организаций с высокими требованиями к надёжности, где сбои могут привести к значительным потерям. Во-вторых, вертикально-интегрированные ПАК требуют меньше затрат на поддержку и оптимизацию, так как все элементы уже настроены на эффективное взаимодействие. В-третьих, такие ПАК позволяют быстрее запускать новые проекты, поскольку они готовы к работе сразу после установки».
«Что касается решений, использующих разнородные компоненты, — продолжает эксперт, — то они предоставляют больше гибкости в выборе технологий и могут быть оптимальны для компаний с высококвалифицированными ИТ-специалистами, способными решать проблемы совместимости. Выбор зависит от отрасли и масштаба компании. Например, финансовые или госучреждения часто выбирают вертикально-интегрированные комплексы ради безопасности и стабильности, в то время как малый бизнес или стартапы могут экспериментировать с гибридными или разнородными решениями для повышения гибкости и адаптивности».
Ирек Азизов, генеральный директор ООО «ICL Системные технологии», тоже уверен, что всё сильно зависит от конкретной ситуации и особенностей заказчика, — но убеждён, что так или иначе все уже работают именно с программно-аппаратными комплексами: «Просто кто-то будет эти решения разрабатывать и внедрять (и при необходимости регистрировать) своими силами, а кто-то — вместе с технологическими партнёрами. И, с учётом растущей сложности ИТ-сред, все заказчики без исключения будут иметь дело с гибридными форматами работы. АСУ ТП, решение по биометрии, комплексы для защиты информации, системы мониторинга ИТ-инфраструктуры и приложений и т. п., — у всех этих платформ внутри компании-заказчика, как правило, разные владельцы, которые зачастую видят для себя бизнес-выгоды по-разному. И тем, кто ещё не сформировал пул проверенных поставщиков по разным направлениям, нужно активнее включаться в эту работу».
«Ведь ПАК сегодня. — продолжает эксперт, — это не только инфраструктурная история, модная тема и некая новая задача для ИТ-директора. Это решения с растущей сложностью ПО, направление развития нашего внутреннего рынка для поддержки электронной промышленности и для достижения технологического суверенитета в целом. Поэтому вопрос, на мой взгляд, не стоит как „идти заказчикам в тему приобретения ПАК или не идти“, — пора уже выяснять, как идти туда эффективнее и с учётом конкретных бизнес-задач. Долгосрочно вариант с ПАК, особенно для субъектов КИИ, — более выигрышный, с моей точки зрения. Ведь такой подход к закупкам сразу закрывает массу организационных и технических вопросов совместимости, внедрения, гарантийных и постгарантийных обязательств на весь комплекс составляющих ПАК, перекладывая ответственность за работоспособность всего решения на поставщика, выстраивая долгосрочные партнёрские отношения».
Внимание! Работает интегратор
Что предпочтительнее для интегратора: создавать самостоятельно «слоёный пирог» из разнородных элементов, работающих совместно только благодаря сверхчеловеческим усилиям команды его кропотливо подобранных специалистов, — или же продвигать заведомо работоспособные готовые сегментные ПАКи с куда менее жёсткой привязкой к конкретному инсталлятору? И каким образом подступаться к формированию прочной связи с клиентом, если тот делает ставку на вертикально-интегрированные — по сути, уже «из коробки» не слишком нуждающиеся в приложении интеграторских усилий, — ансамбли софта и «железа»?
«Для интеграторов, ориентирующихся на долгосрочные отношения, создание вертикально-интегрированных ПАК представляется более выгодным, — считает Дмитрий Парипа. — Данная стратегия позволяет обслуживать больше клиентов с меньшими трудозатратами. С другой стороны, „слоёный пирог“ позволяет скомпоновать безальтернативное решение — и тем самым обеспечить себе работу на долгий срок у конкретного заказчика. Оптимальной стратегией должен быть баланс между двумя этими подходами, это позволит наладить более открытые отношения с клиентами».
Поскольку интегратор работает с компаниями различного масштаба и из разных отраслей, выбор предпочтительного решения определяется индивидуально в каждом конкретном случае, — на это указывает Александр Фролов: «Например, для государственных организаций с их особыми требованиями оптимальным решением станет сегментный ПАК, обеспечивающий высокую степень совместимости и надёжности. В то время как для малого, а местами и среднего бизнеса будет более применим вариант с разнородными компонентами, тот самый „слоёный пирог“, который позволяет гибко и с меньшими затратами удовлетворить потребности клиента. И конечно же, прочная связь с клиентом формируется через выстраивание конструктивного диалога на всех уровнях взаимодействия. Это позволяет интегратору стать надёжным партнёром, способным эффективно решать возникающие задачи и удовлетворять потребности клиента»
«Мы придерживаемся того принципа, что бизнес системного интегратора основан на доверии заказчиков, — говорит Ирек Азизов. — Мне сложно сказать за всех, но мы стремимся сделать все, чтобы наш заказчик был доволен, поэтому отдаём приоритет гарантированно работающим, надёжным и проверенным нами решениям. Фактически, мы создаём ПАК в виде модульной структуры, позволяющей строить практически любое отраслевое решение из типовых компонентов, соблюдая высокую степень гибкости, безопасности, масштабируемости и надёжности. Наша концепция позволяет комбинировать программные компоненты под конкретную отрасль, заказчика и даже бизнес-задачу не только в ИТ и ИБ, но и при решении задач на стыке направлений».
«Мы стараемся давать заказчику максимальную свободу, — продолжает эксперт. — При внедрении нового ПАК снабжаем его обучающими материалами, а затем, после освоения персоналом заказчика базовых функций, при необходимости проводим углублённое обучение, а затем оказываем техническую поддержку. Наш подход к партнёрским связям заключается в том, чтобы формировать доверительные отношения именно на уровне взаимодействия команд. Образно говоря, именно люди, которые работают над проектом, — это и есть интегратор, а название компании не так уж и важно».
Алексей Иванов, менеджер по развитию бизнеса iRU, соглашается с тем, у сегментных гиперконвергентных ПАКов есть вполне определённые, ограниченные ниши эффективной применимости: «Сегментные гиперконвергентные ПАКи действительно заточены под специализированные задачи. Например, там, где повышены требования к сохранению коммерческой информации: госструктуры, медицина, ВПК и т.д. И в большинстве случаев они будут по карману крупным корпорациям и государственным монополистам».
Владимир Попов напоминает, что бизнес интегратора заключается в решении задач конечного заказчика: «Интегратор помогает выбрать то решение среди доступных на рынке, которое подходит для заказчика лучше всего, по набору критериев, которые тот (заказчик) сформулирует, — а потом помогает с внедрением и дальнейшей эксплуатацией. Дилемма, состоящая в выборе между использованием ПАКов или интеграцией отдельных компонентов, возникает в связи с разнонаправленными желаниями: хочется сэкономить, — но не в ущерб качеству и возможности эксплуатации. Интегратор же сумеет заработать в любом из вариантов, потому что обладает знанием о сильных и слабых сторонах различных решений, имеет опыт и богатый штат специалистов разного профиля, — чего у конечного заказчика чаще всего нет».
Продолжение следует
Источник: Максим Белоус, IT Channel News