12 декабря 2024 г.

Увеличить
Рис. 1. Использование технологий искусственного интеллекта в предпринимательском секторе: 2023 (в процентах от общего числа организаций предпринимательского сектора). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 2. Использование технологий искусственного интеллекта в отраслях предпринимательского сектора: 2023 (в процентах от числа организаций соответствующего вида экономической деятельности). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует на основе данных Росстата и Евростата особенности применения искусственного интеллекта (ИИ) организациями предпринимательского сектора в России и зарубежных странах. Исследование реализуется в рамках мероприятия «Мониторинг создания и результатов применения технологий искусственного интеллекта в целях оценки уровня внедрения указанных технологий в отраслях экономики и социальной сферы» федерального проекта «Искусственный интеллект».

Предпринимательский сектор в России включает организации, основной вид экономической деятельности которых в соответствии с ОКВЭД2 относится к разделам B, C, D, E, F, G, H, I, J, L, M (за исключением класса 75), N и классу 95 раздела S. В Европейском союзе в соответствии с NACE2 в предпринимательский сектор входят все перечисленные виды экономической деятельности за исключением раздела B.

В России удельный вес организаций предпринимательского сектора, использующих технологии ИИ, в 2023 г. составил 6,3%, что лишь на 1,7 п. п. ниже среднего значения по странам — членам ЕС. В пятерку лидеров вошли Дания (15,2%), Финляндия (15,1%), Люксембург (14,5%), Бельгия (13,8%) и Нидерланды (13,4%). В числе стран с уровнем показателя ниже российского — Чехия, Франция, Италия, Польша (рис. 1).

Спрос на ИИ-технологии в России обусловлен, во-первых, тем, что высокотехнологичный бизнес решает с их помощью сложные наукоемкие и технологические задачи, тестирует новые продукты; во-вторых, по мере расширения спектра реализуемых задач и коммерциализации ИИ-приложений (чат-боты, виртуальные ассистенты, рекомендательные системы и др.) подобные продукты становятся дешевле и доступнее в эксплуатации даже для небольших предприятий, в том числе не ведущих собственных разработок на основе ИИ.

Самой распространенной в российских организациях предпринимательского сектора ИИ-технологией является компьютерное зрение: 3,9% компаний используют ее для распознавания, классификации, анализа и создания визуальных данных. По степени внедрения этого вида технологий Россия практически вдвое опережает ЕС (2,2%).

Интенсивность использования ИИ существенно дифференцирована по отраслям (рис. 2). Наиболее востребованы ИИ-решения в секторе информации и связи, а также в научно-технической деятельности. Организации этих отраслей обеспечивают не только разработку технологий ИИ, но и их внедрение в остальные секторы экономики. Реже всего ИИ применяют гостиницы, предприятия общественного питания, строительные компании. Низкий уровень проникновения ИИ может быть связан с отсутствием либо небольшим разнообразием на рынке профильных для этих отраслей технологических решений, неготовностью инфраструктуры, нехваткой квалифицированных кадров и др.

В пределах ЕС разница между отраслями с максимальным (информация и связь) и минимальным (строительство) значением доли организаций, применяющих ИИ, составляет 26,2 п. п. В странах — лидерах по использованию ИИ разрыв еще заметнее. Например, в Финляндии он достигает 45,7 п. п., в Дании — 41,1 п. п., в Люксембурге — 26,8 п. п. В России доля пользователей ИИ распределена по рассматриваемым отраслям предпринимательского сектора более равномерно: разница составляет 10,1 п. п.

В нашей стране сектор информации и связи по доле организаций, внедривших ИИ-технологии (8,4%), занимает 2-е место. Лидирует же оптовая и розничная торговля (12,2%). Во многом этому способствовало бурное развитие электронной коммерции, основанной на быстром и эффективном взаимодействии с клиентами с помощью технологий ИИ. В частности, возможности ИИ используются для анализа потребительских предпочтений, формирования индивидуальных предложений, онлайн-платежей и т. д. Особенность отечественного рынка ИИ-решений в том, что ведущие российские ИT-компании («Яндекс», «СберТех», VK и др.) не только разрабатывают, но и внедряют ИИ через собственные цифровые экосистемы, включающие различные маркетплейсы и сервисы по доставке потребительских товаров.

Источник: Пресс-служба ИСИЭЗ НИУ ВШЭ