20 декабря 2024 г.

Увеличить
Рис. 1. Прогноз потребности в ИТ-кадрах. Источник: АПКИТ, декабрь 2024 г.
Увеличить
Рис. 2. Аудитория опроса о ИТ-компаний, ВУЗов и колледжей о фактических и желаемых форматах взаимодействия. Источник: РУССОФТ, декабрь 2024 г.
Увеличить
Рис. 3. Наиболее часто упоминаемые форматы взаимодействия ИТ-компаний с ВУЗами и колледжами. Источник: РУССОФТ, декабрь 2024 г.

В августе мы публиковали заметку «ИТ-компании, ВУЗы и НИРы. Не всё здесь так однозначно», в которой отмечалось, что ВУЗы, выполняющие качественные научно-исследовательские работы по заказу ИТ-компаний, в нашей стране есть. Но их пока не так много, как хотелось бы. И не совсем понятно, кто и какие шаги должен предпринять, чтобы примеров такого взаимовыгодного сотрудничества стало больше.

Проблема сохраняет актуальность. В середине декабря «Ведомости» в своей статье обратили внимание на слова Максута Шадаева о том, что приоритетным направлением для вузов в ИТ-отрасли является развитие фундаментальных наук: «У нас только 9% тех, кто поступает на ИТ-специальности, идут на фундаментальные дисциплины, связанные с прикладной математикой, физикой, механикой, радиоэлектроникой. И очевидно, что именно этих кадров нам сейчас не хватает».

О нехватке ИТ-специалистов, умеющих не только программировать и решать прикладные задачи, но и имеющих глубокие фундаментальные знания в области Data Science, много говорилось и на прошедшем в начале декабря ИТ-Форуме РУССОФТ «Профессионалы или Кадры 2024». В частности, исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев обратил внимание на то, что в нашей стране потребность в ИТ-кадрах высшей квалификации почти втрое превышает потребность в ИТ-кадрах средней квалификации (рис. 1). К сожалению, г-н Комлев не пояснил, как именно пролегает граница между кадрами высшей и средней квалификации. Но это тема отдельного обстоятельного разговора. Некоторые аспекты этой проблемы рассматривались в нашей октябрьской заметке «Если мы не повысим требования к качеству разработки ПО, нас ждет катастрофа».

Определенные надежды на повышение качества выпускников ВУЗов возлагаются на идею Минцифры обязать ИТ-компании, получающие налоговые льготы, организовывать стажировки и вести в вузах преподавание профильных дисциплин. Эта идея уже перекочевала в текст финальной редакции нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», включающего 9 федеральных проектов. В декабре «Коммерсантъ», рассказывая о финансовых аспектах данного нацпроекта, обратил внимание, «Кадровый» ФП этого нацпроекта предусматривает практическое обучение студентов в вузах на базе аккредитованных ИТ-компаний без привлечения бюджетных средств.

Во время упомянутого выше ИТ-Форума РУССОФТ были представлены интересные цифры о реальном положении дел в области взаимодействия ИТ-компаний и образовательных учреждений, основанные на результатах опроса представителей 40 ИТ-компаний и 29 ВУЗов и колледжей (рис. 2). При этом были выделены 8 наиболее часто упоминаемых форматов взаимодействия ИТ-компаний и ВУЗов: как фактических, так и желаемых (рис. 3). Обратите внимание: совместные НИР’ы в качестве возможного варианта взаимодействия в презентации исследования РУССОФТ не упоминаются. Почему?

Вот как комментирует ситуацию одна из участниц ИТ-Форума РУССОФТ, к. э. н., доцент кафедры Прикладной информатики и информационной безопасности РЭУ имени Г. В. Плеханова Наталья Середенко: «Эти форматы покрывают только операционные задачи, нацеленные на получение очевидного быстрого эффекта. Чтобы закладывать основы долгосрочного развития отрасли и обеспечивать фундамент для формирования отраслевых стандартов (перечень действующих профессиональных стандартов в области ИТ можно найти на сайте АПКИТ), необходимы более сложные формы взаимодействия, а именно разработка совместных научных исследований, программ и проектов».

Но у данной формы взаимодействия имеется ряд ограничений. По мнению Натальи Середенко, основных барьеров три:

  1. Приоритетный интерес ИТ-компаний — развитие собственного продукта силами своих команд, а не развитие отрасли на долгосрочную перспективу, эффект от которого неочевиден и может проявиться с разной степенью успешности в силу особенностей научных проектов.
  2. Ограниченный бюджет ИТ-компаний, распределение которого очевидным образом происходит исходя из потенциальной операционной прибыли компании, а не из интересов отрасли в целом.
  3. Отсутствие знаний специфики задач реального сектора у ВУЗов, обусловленное фокусом на академическую направленность.

На традиционный вопрос «Что делать?» г-жа Середенко ответила так: «Для решения данных проблем можно сформулировать ключевое требование — наличие крупного заказчика совместных НИРов, реализуемых в связке вузы + ИТ-компании + крупный заказчик. Оптимальным вариантом является участие крупных корпораций и государственных структур, так как они могут определить высокоуровневые актуальные проблемы и задачи, требующие решения, а также имеют возможности финансировать подобные исследования».

Источник: IT Channel News