21 января 2025 г.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует по данным новой волны опроса, проведенного в рамках проекта «Делаем науку в России», использование мер научно-технической политики. Наиболее значимыми для организаций оказались программы поддержки университетов и научной молодежи.
Исследование «Делаем науку в России» продолжает проект Doing Science (реализован ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в 2017 и 2022 гг.) и нацелено на комплексный анализ состояния и перспектив развития российской науки в условиях внешних угроз и ограничений, а также оценку мер научно-технической политики. В рамках новой волны (октябрь—ноябрь 2024 г.) были опрошены представители 719 университетов и научных организаций (респондентами выступили руководители или их заместители по научной деятельности — как лица, формирующие повседневные управленческие практики, которые непосредственно влияют на результативность науки и эффективность государственного регулирования). На основе данных опроса для 37 актуальных мер были построены индексы:
- потенциального охвата (доля организаций, которые могли воспользоваться инструментом, в общем числе опрошенных,%);
- востребованности (доля организаций, пытавшихся воспользоваться / использовавших меру поддержки, в числе потенциально охваченных,%);
- успешности использования (доля организаций, успешно применивших инструмент, в числе пытавшихся им воспользоваться,%);
- значимости (средняя оценка значимости меры организациями, которыми она была востребована, баллов);
- ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС (нормированное среднее значений индексов востребованности и значимости).
Ключевые меры поддержки сферы науки и технологий продолжают быть потенциально доступны широкому кругу организаций: в 2024 г. охват большинства анализируемых мер превысил 90% (в опросе 2022 г. — более 70%). Еще выше доля пытавшихся воспользоваться или применивших хотя бы один из рассмотренных инструментов в течение последних трех лет (более 95%). В то же время индекс востребованности отдельных мер существенно варьировал — от 3% для создания установок класса «мегасайенс» до 70% для программы «Приоритет 2030» (медиана составила 27%). Такой разброс можно объяснить, с одной стороны, узкой целевой направленностью отдельных мер (например, крупные научные установки необходимы ограниченному числу ведущих организаций), а с другой, возможно, завышенными требованиями к их потенциальным получателям.
Несмотря на различия в спросе организаций на разные меры поддержки, доля успешно их применивших в числе всех пытавшихся ими воспользоваться довольно высока (медианное значение — 81%). В восприятии респондентов наиболее значимыми оказались не только инструменты с большими объемами финансирования (госзадание в сфере науки — 85 баллов), но и менее крупные меры, нацеленные на поддержку материально-технической базы (гранты на обновление приборной базы — 83 балла) или привлечение молодых ученых (поддержка создания молодежных лабораторий — 82).
Для оценки общего влияния на развитие исследований и разработок различных стимулов были рассчитаны их интегральные индексы (рис. 1). Первое место в рейтинге разделили программа «Приоритет 2030» и госзадание в сфере науки, что позволяет отнести первую к наиболее успешным инициативам последних лет. Топовые позиции
Немногим ниже, но тоже в верхней части рейтинга
Заметно ниже в рейтинге разместились меры, прямо или косвенно связанные со стимулированием кооперации в сфере науки и технологий. К ним можно отнести научно-образовательные центры мирового уровня (НОЦ), федеральные научно-технические программы (ФНТП), научные центры мирового уровня (НЦМУ), субсидии по постановлению Правительства РФ № 218, развитие регионами научной и инновационной инфраструктуры, комплексные научно-технические программы (КНТП), инновационные научно-технологические центры (ИНТЦ). В целом это согласуется со все еще недостаточно эффективным сотрудничеством между вузами, научными организациями и бизнесом и, как следствие, сохраняющимся на протяжении многих лет невысоким уровнем внебюджетного финансирования науки.
Среди нефинансовых мер респонденты вновь лучше всего оценили сервисы по учету научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) и предоставлению доступа к научно-технической информации, включая централизованную подписку на базы данных и индексы научного цитирования (рис. 2). Инструменты, облегчающие коммерциализацию результатов исследований (безвозмездное получение прав на РИД и поддержка патентования за рубежом), напротив, востребованы довольно редко. Однако для организаций, активно использующих права на РИД, помощь с их получением стала весьма значимым подспорьем (мера заняла
Комментирует Леонид Гохберг, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ: «В рамках третьего раунда нашего флагманского исследования „Делаем науку в России“ мы сохранили преемственность методологии, вновь оценив, какие меры руководители вузов и научных организаций считают доступными, к каким проявляли интерес, какими удалось воспользоваться и насколько значимой для них была полученная от государства поддержка.
Важность таких давно действующих и наиболее крупных инструментов, как госзадание и госзаказ на НИОКР, вряд ли может вызвать какие-либо вопросы. В то же время высокие оценки относительно новых мер поддержки, например, молодежных лабораторий, грантов на развитие студенческого предпринимательства и передовых инженерных школ, можно считать успехом. Безусловный лидер рейтинга — это „Приоритет 2030“ — одна из самых масштабных программ поддержки университетов не только в России, но и в мире.
Примечательно, что большинство востребованных мер касаются укрепления кадрового потенциала науки и в первую очередь направлены на подготовку, привлечение или удержание молодых талантов, что безусловно будет находиться в фокусе внимания государства в ближайшие годы».
Источники: результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.
Источник: Леонид Гохберг, Михаил Гершман, Сергей Бредихин, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ