22 января 2025 г.
Искусственный интеллект не перестаёт удерживаться на позиции самой горячей темы в ИТ-отрасли уже третий год подряд. В то же время за ИИ-услугами и частные пользователи, и бизнес обращаются в основном в облако, — тогда как целый ряд вполне подходящих для решения множества задач генеративных моделей можно, хотя бы в теории, с успехом запускать и локально, на персональных компьютерах, повышая тем самым безопасность обрабатываемых ИИ данных и нередко снижая затраты (последнее утверждение верно не всегда, но чем активнее идёт развитие генеративных моделей, тем в целом компактнее они становятся без существенной потери в качестве выдаваемого результата).
По этой причине в начале 2024 г. множество экспертов были убеждены в скором, вот уже через квартал-другой, наступлении эры ИИ-ПК — персональных систем, исходно ориентированных на локальное исполнение генеративных моделей; ровно так же, как «геймерские ПК» априори нацелены на запуск современных компьютерных игр. Только доля геймеров в общей массе покупателей/заказчиков персональных компьютеров не слишком велика, — а вот превратить настольную систему либо ноутбук в аппаратную основу для запуска бесспорно полезного во множестве отношений умного цифрового помощника могут захотеть очень и очень многие.
По крайней мере, в этом был убеждён целый ряд аналитиков, включая представителей Canalys, Gartner и IDC, — и даже Microsoft, опираясь на подобного рода выводы, начала именно в прошедшем году активно продвигать свою амбициозную ИИ-инициативу Copilot. Qualcomm, в свою очередь, а за ней и ещё ряд проектировщиков чипов, предложили специализированные ARM-процессоры для будущих ИИ-ПК под управлением Windows (а Apple давно уже интегрирует системы-на-кристалле собственной разработки со схожей функциональностью в макбуки, — которые, таким образом, становятся вполне действенными ИИ-ПК, только на платформе macOS). Словом, и с «железной», и с софтверной точек зрения всё у вендоров персональных систем было своевременно подготовлено уже к середине 2024 г., — оставалось только дождаться предсказанного экспертами взлёта спроса на пресловутые ИИ-ПК.
Увы, не дождались. Уже к осени аналитики начали признавать, что фактические темпы поставок ИИ-ПК в канал ощутимо отстают от прогнозных. И дело вовсе не в нехватке каких-либо компонентов: просто экономическая реальность, в том числе и в странах, традиционно причисляемых к «развитым» (и долгое время обеспечивавших основные объёмы реализации ИТ-товаров), диктует свои условия, — так что частным потребителям и корпоративным заказчикам приходится умерять аппетиты. Согласно недавней оценке Gartner, за весь 2024 г. мировой рынок ПК целиком вырос лишь на весьма скромные (и опасно близкие к уровню статистической погрешности) 1,3% по сравнению с
На затруднительное экономическое положение наложилась и более, строго говоря, серьёзная проблема, а именно — острая нехватка реальных приложений для ИИ-ПК в быту и в офисной повседневности. Для того, чтобы ИИ всерьёз соперничал с человеком — в деле написания программного кода, например, или подготовки рекламного буклета, или поиска нового химического соединения — кандидата на борьбу с раковой опухолью определённого типа, требуются по-настоящему большие языковые модели и готовое уверенно справляться с ними серверное «железо».
Локальные же задачи, уверенно решаемые ИИ-ПК (точнее, пригодными для запуска на них генеративными моделями), в подавляющем большинстве сводятся на данный момент к категории «nice to have», а вовсе не «must have», как рассчитывали провозвестники искусственного интеллекта на каждой персоналке всего-то год назад и даже менее. Сгенерировать забавную картинку или даже короткий видеоролик в не самом высоком разрешении на домашнем/офисном компьютере с соответствующей аппаратной частью можно, — вот только инвестиции в потребные для этого «железо», электроэнергию и, самое главное, время окажутся несопоставимо выше затрат на исполнение той же самой задачи в облаке.
Надежды Microsoft на восприятие интегрированного в Windows умного помощника Copilot, действующего с использованием ресурсов локального ПК, бизнесменами в качестве незаменимого инструмента офисной работы, тоже пока что не оправдываются. Исполняемой на не самом оптимальном — если сравнивать с серверным — «железе» генеративной модели требуется значительно больше времени, чтобы решать даже не самые сложные задачи, причём уровень характерных для современного ИИ галлюцинаций остаётся достаточно высоким, что заставляет пользователей перепроверять даже вполне удачные ответы системы — и потому эффективно ещё более снижает её быстродействие.
Словом, пока что ИИ-ПК отстают даже от специализированных геймерских компьютеров по охвату реально нацеливающейся на них аудитории — притом, что формально к этому новому подсегменту компьютерного рынка можно бесспорно причислить изрядную долю новейших моделей ведущих глобальных вендоров. И пока разработчики генеративного ИИ не подыщут для локально исполняемых его инсталляций действительно полезные (опережающие аналогичные облачные услуги по удобству и/или себестоимости!) в быту и в повседневной офисной деятельности применения, ИИ-ПК так и не сделаются сколько-нибудь заметным драйвером компьютерного рынка, — даже если формальная их доля в общем объёме производимых ежекваратльно десктопов и ноутбуков продолжит уверенно расти.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News