29 января 2025 г.
Продолжение. Начало тут
Согласно сделанному в апреле 2024 г. прогнозу J’son & Partners Consulting, на интервале
Видеть цель
По оценке Елены Бардиной, руководителя отдела продуктового маркетинга компании «МойОфис», в ближайшие годы доля российских офисных решений в ИТ-инфраструктуре отечественных компаний будет стремительно расти: «За счёт развития функциональности российских продуктов, целенаправленной государственной политики по формированию цифровой независимости, поддержки отечественных разработчиков, а также с учётом отсутствия обновлений иностранных продуктов. Цифру пока назвать сложно, но в целом, 80% к 2030 году — наверное, вполне реализуемый результат. Однако следует уточнить, что для перехода на отечественное решение бизнесу нужен сильный стимул и изнутри; нужна, скажем так, сформированная потребность. Для госсектора — это автономность и безопасность. Для бизнеса, особенно крупного, пока основными факторами являются потеря техподдержки и непредсказуемое отключение зарубежных решений. В этом направлении, на наш взгляд, и должны продолжать работу разработчики, — обеспечивать технологический суверенитет решений и стабильность инфраструктуры».
С МСБ-сегментом и частными пользователями, отмечает эксперт, всё немного сложнее: «К сожалению, вопросы безопасности здесь отходят на второй план, а риски и последствия не оцениваются. Хотя, как мы понимаем, для обычных граждан использование иностранного софта может даже привести к потере всех данных — ведь продукты в большинстве случаев не сопровождаются лицензией, их защита ничем не гарантирована. Это может быть и сбор данных из приложений с отправкой их за пределы РФ, и прямая блокировка доступа к продуктам, что было уже не единожды. Плюс, часто отсутствует достаточная техническая поддержка, и в случае возникновения проблем или сбоев пользователям приходится разбираться во всём самим. Поэтому разработчики должны заниматься и просветительской работой в том числе, — рассказывать про риски и про то, чем чревато использование такого софта для пользователей. Надеемся, в скором времени и обычные граждане поймут важность перехода на российские офисные пакеты».
Евгений Шелковников, генеральный директор АО «Р7», также считает прогноз о росте доли российского офисного ПО до 80% к 2030 году достаточно обоснованным: «Это подтверждает и наш недавний опрос компаний МСБ. Около 60% компаний заинтересованы в переходе на отечественные офисные пакеты, но при этом их основные требования связаны с удобством работы, стабильностью продуктов и возможностью адаптировать решения под конкретные задачи. Например, небольшие компании чаще всего используют только базовые инструменты: почтовые сервисы, мессенджеры и облачные хранилища, однако уже проявляют интерес к офисным пакетам отечественной разработки, если те отвечают их повседневным потребностям. Для таких организаций важно, чтобы решения были простыми и не требовали дополнительных затрат на внедрение».
Средний бизнес, продолжает эксперт, проявляет больший интерес к облачным решениям и сервисам, позволяющим автоматизировать процессы: «Это указывает на растущий спрос на офисные пакеты, которые легко интегрируются с другими популярными инструментами и предлагают расширенную функциональность для совместной работы, аналитики и обработки документов. Таким образом, прогнозируемый рост возможен при условии, что отечественные компании продолжат совершенствовать функциональность продуктов, улучшать пользовательские интерфейсы, а также будут более активно работать с клиентами в части популяризации решений и получения обратной связи. Важно сотрудничество с образовательными учреждениями для повышения осведомлённости о преимуществах отечественного ПО и формирования доверия к таким решениям».
Елена Куц, руководитель экспертно-аналитического отдела российского разработчика программного обеспечения ALMI Partner, уточняет, что для достижения цели увеличения доли российского ПО до 80% необходимо активно работать по нескольким направлениям: «Ключевыми факторами успешного перехода на отечественные решения станут простота и удобство использования, адаптация под специфические потребности, интеграция с текущими решениями, высокое качество технической поддержки и эффективная маркетинговая стратегия. Эти факторы позволят изменить восприятие отечественного ПО, сделать его более привлекательным для частных пользователей и малого бизнеса, что в итоге принесёт результаты как разработчикам, так и пользователям. Чтобы убедить пользователей в необходимости перехода на отечественные решения, важно проанализировать барьеры, с которыми они сталкиваются при выборе ПО. Среди них — страх перед изменениями, вопросы интеграции с текущими системами, оценка качества клиентского обслуживания и технической поддержки».
На взгляд Тимура Бадретдинова, руководителя департамента инфраструктурного ПО компании «Системный софт», к 2030 году доля отечественных разработок достигнет не менее чем 50%: «Коммерческие компании и домашние пользователи хотят получать достаточный функционал за разумные деньги. Поэтому отечественным разработчикам стоит дорабатывать продукты на основе обратной связи от конечных пользователей — и предлагать доступные цены. Также очень важно, чтобы эти продукты были знакомы обычным потребителям прямо со школы, поэтому весьма эффективно, когда производители ПО предлагают специальные программы лицензирования или условия для образовательных учреждений».
Все условия для активного развития рынка отечественного офисного ПО уже есть, — в этом уверен Василий Ившин, руководитель отдела развития и сопровождения ИТ-инфраструктуры Directum: «Стоимость ПО адекватная, функциональность продуктов удовлетворяет большинство пользователей. Но покупателями будут в основном крупные компании и государственные учреждения. Малый бизнес перейдёт на новое ПО только если это будет дёшево, а лучше бесплатно, — здесь на первом месте стоит фактор доступности. Поэтому, если вендор заинтересован в такой аудитории, нужно разработать специальные предложения. Домашние пользователи продолжат пользоваться Google Docs или российскими пакетами типа „P7-Офис“, бесплатными глобальными OpenOffice/LibreOffice. Такие решения закрывают 99% их потребностей, не требуют обновлений и лицензирования».
Людмила Вдовенко, руководитель направления развития импортозамещающих продуктов «Южной Софтверной Компании», уточняет, что в текущих реалиях в принципе сложно что-либо прогнозировать: «Чтобы приблизиться к заявленным цифрам, усилия разработчиков должны быть направлены на совершенствование функциональности решений, повышение производительности и качества обработки документов. Среди мер, способствующих популяризации среди широкого круга пользователей, следует выделить ускорение темпов внедрения во все учебные заведения, расширение способов и каналов распространения ПО, разработку приемлемой и гибкой для частных пользователей ценовой политики».
«Мы не проводили аналитику по потенциальному росту рынка, но интуитивно я согласен с приведённой оценкой, — говорит Артём Марковский, руководитель департамента инфраструктурных и прикладных решений компании Axoft. — Возможно, ещё добавил бы к росту около 5%. Хорошая новость заключается в том, что на сегодня отечественные офисные пакеты способны закрыть потребности большинства организаций в полном объёме. Причём с точки зрения пользовательского опыта переход на российский софт становится всё комфортнее и понятнее. Но здесь даёт о себе знать вторая сторона медали: плохая информированность рынка о качестве отечественных решений. Как раз на это отечественным производителям и есть смысл обратить внимание: на распространение информации о своих продуктах. Если быть точнее, я говорю об ознакомлении потенциальных покупателей с продуктами и их функционалом. Это можно делать, например, с помощью создания обучающих материалов/курсов для пользователей, проведения массовых демонстрационных мероприятий и активного распространения бесплатных лицензий. Таким образом информированность возрастёт, как и доверие к продуктам. Уверен, это может стать дополнительным драйвером роста продаж».
С точки зрения канала
Зададимся вопросом: интересны ли отечественному ИТ-каналу подлинно массовые продажи (и/или установки в рамках интеграторских проектов) российского офисного ПО — с локальной установкой или по подписке? Каким образом разработчики/вендоры такого ПО могут эффективнее продвигать в канале свою продукцию, стимулируя всё более широкое её распространение на рынке?
На взгляд Елены Бардиной, российское офисное ПО для ИТ-канала бесспорно интересно во всех его разновидностях: «Локальная установка решений предназначена для компаний, которые стремятся обеспечить высокий уровень безопасности в рамках своей инфраструктуры. Такой подход позволяет эффективно контролировать и защищать данные, минимизируя риски утечек информации, что особенно важно для крупных организаций с чувствительными данными или специфическими требованиями к безопасности. Облачные решения по подписке идеально подходят для малого бизнеса и частных пользователей, которым важна гибкость и масштабируемость. Здесь ключевым моментом является как раз возможность предложить клиентам разнообразные варианты доступа к офисным и корпоративным решениям. Важно учитывать потребности различных групп клиентов и предлагать им решения, которые наиболее полно соответствуют их запросам».
Вендоры, замечает эксперт, вкладывают колоссальные усилия и ресурсы в НИОКР, чтобы снизить функциональный разрыв с западными решениями: «Конечно, существовать в режиме „пятилетку за 3 года“ сложно; нужно тщательнее выделять критичные области, чтобы эффективно распределить ресурсы и выбрать релевантные спросу рынка направления развития. Не воспроизводить функциональность 1 в 1, как это было у Microsoft, а учитывать новый уровень цифровизации, адаптировать под это свои решения. Для успешного продвижения своих решений необходимо также активно взаимодействовать с партнёрами и дистрибьюторами. Должна проводиться активная работа с пользователями — отработка замечаний от клиентов, тесное взаимодействие с заказчиками, сбор обратной связи, эффективная круглосуточная поддержка, — словом, то, что выделит разработчика офисного ПО на фоне других вендоров. Рекомендации довольных клиентов и партнёров являются мощным инструментом, который создаёт доверие и интерес к продукту. Как мы знаем, отзывы и опыт использования решений в ИТ-канале распространяется быстро — как положительный, так и негативный».
«Вендорам точно интересны массовые продажи, — свидетельствует Василий Ившин. — И лучше в формате подписки, поскольку в этом случае компания-разработчик регулярно получает определённую сумму. Способы же продвижения в ИТ-канале остаются прежними: тендеры и интеграторы. И в тендерах, и за предпочтения интеграторов продуктам придётся побороться между собой. Идеален для массового продвижения относительно недорогой продукт, который по функциональным характеристикам превосходит конкурентов — и при этом может интегрироваться с пятью-шестью другими программными продуктами».
Артём Марковский подтверждает, что крупные проекты такого рода вполне интересны каналу: «Учитывая, что качество решений на сегодня позволяет работать с ними крупным организациям (большому количеству пользователей в рамках одной инсталляции). Помимо повышения информированности рынка, росту эффективности продвижения софта в такие проекты помогают постоянные доработки решений под нужды заказчиков, публикации кейсов внедрения, а также возможность организации референс-визитов (особенно актуально для крупных заказчиков)».
Окончание следует
Источник: Максим Белоус, IT Channel News