27 января 2025 г.

Продолжение, начало тут

Проблематика беспилотных транспортных средств охватывает как городской и легковой транспорт, так и грузовые перевозки. Беспилотные грузовики начинают обслуживать российский e-commerce. Например, в прошлом году «Яндекс» проводил тестирование беспилотных автомобилей и грузовиков на трассе М-4 «Дон» как в автономном, так и в ручном режиме, собирая данные для обучения нейросетей, отвечающих за планирование траектории автомобиля. Первую доставку груза из Москвы в Тулу по трассе М-4 «Дон» автономный грузовик «Яндекса» совершил в октябре прошлого года, сообщает Forbes.

Используемый «Яндексом» грузовик разработан на платформе китайского Shacman. Решение было создано тем же российским подразделением, которое также создает и развивает роботов-курьеров, предназначенных для автоматизации доставки «последней мили» (до двух километров). Напомним, что «Яндекс» ведет тестирование авто с 2017 года. Первые испытания беспилотных автомобилей в РФ прошли в 2018 году в Татарстане, а в 2019 — в Москве. В позапрошлом году беспилотное такси «Яндекса» начало работу в московском районе Ясенево, а также в Сколково, федеральной зоне «Сириус», Иннополисе и т. д. В 2019 году был продемонстрирован робот-курьер, а сейчас эти устройства работают в ряде районов Москвы, в Иннополисе (Татарстан), на Красной Поляне (Сочи) и в городе Мурине (Ленинградская область).

В «Яндексе» уверены, что введение в эксплуатацию беспилотных грузовиков решит проблему нехватки водителей, повысит эффективность грузоперевозок и обеспечит безопасность движения на дорогах. С этим согласны и другие игроки рынка. «Беспилотник может находиться в рейсе круглосуточно, ему не потребуется перерыв каждые 4,5 часа, что позволит нарастить количество ежедневных рейсов и ускорить доставку», — говорит Александр Дьяконов, директор по транспортной логистике в компании ПЭК.

Заметим, что беспилотные грузовики создают и другие компании, выпуская на оживленные междугородние трассы. Например, на прошлогоднем форуме «Цифровая транспортация», как сообщает РБК, был показан запуск движения полностью беспилотных грузовых автомобилей по трассе М-11 «Нева», связывающей от Москву и Санкт-Петербург. Этот этап запуска проходил при участии Виталия Савельева, вице-премьера Правительства РФ, что указывает на повышенное внимание к теме беспилотных перевозок на самом высокого государственном уровне.

В перспективе беспилотные грузоперевозки будут запущены еще на нескольких федеральных трассах, в том числе на М-12 «Москва — Казань», отмечают в компании ПЭК, ссылаясь на данные Минтранса РФ. «ПЭК заинтересован в развитии автономной доставки на этих и других направлениях, в первую очередь, между Москвой, Ростовом-на-Дону, Краснодаром и Казанью, так как грузопоток на маршруте стабильно высокий», — подчеркнул Александр Дьяконов.

Беспилотные грузоперевозки выгодны!

Переход на полностью автономные перевозки по М-11 позволит сократить себестоимость доставки на 10%, по предварительным расчетам ПЭК, за счет непрерывного движения транспортных средств и снижения затрат на оплату труда водителей. ФОТ для водителей растет; кроме того, следует помнить, что зарплата — не единственные инвестиции в этот класс сотрудников.

«Помимо повышения уровня оплаты важно обеспечить водителю грузовика комфортные условия труда: помощь в дороге, качественный отдых в период вахты, компенсацию затрат на выполнение смежных функций (погрузка, разгрузка и т. д.), а также при простоях транспорта. Условия труда непростые, поэтому еще одна важная мера — страхование жизни и здоровья этой категории сотрудников», — отмечает Виктория Цой, директор по персоналу ПЭК.

Но на оптимизацию транспорта-логистики нужно смотреть широко. «Цифровые решения позволяют ускорить процесс транспортировки грузов, сделать его более безопасным и надежным, а также оптимизировать использование ресурсов, подчеркивает Илья Кулаков, директор департамента перспективных проектов направления ИИ в ИТ-холдинге Т1. — В числе ключевых решений, используемых бизнесом для формирования устойчивой цепочки поставок: робототехника, „искусственный интеллект“, ПО для автоматизации и отслеживания передвижения продукции»«. Например, компания ПЭК планирует до 15% сократить издержки на топливо и комплектующие, за счет того, что ИИ рассчитывает оптимальную модель управления грузовиком.

«Использование ИИ в транспортно-логистическом секторе заметно возросло в последние годы, — говорит Василий Саутин, руководитель дирекции по развитию бизнеса в IBS. — ИИ помогает оптимизировать маршруты, управлять запасами, предсказывать пиковые нагрузки, что повышает общую эффективность операций». Также с помощью технологий машинного обучения прогнозируют техническое обслуживание транспорта, при этом снижая риски сбоев и продлевая срок эксплуатации техники, отмечает Василий Саутин.

Автономный транспорт активно применяют на закрытых площадках, например, внутри крупных складов. Например, Wildberries использует автопилотируемые электрогрузовики Evocargo N1, которые самостоятельно доставляют груз между блоками склада. Машины на середину сентября перевезли порядка полумиллиона паллет с товарами, по заявлению компании, а общий пробег по территориям складских комплексов Wildberries преодолел планку 20 000 км, сообщает РБК.

Однако дефицит водителей есть не только на «большегрузах», в такси и на городском транспорте, но и в ЖКХ — снегоочистителями, тракторами и другой малой техникой тоже надо управлять, и эти задачи можно переложить на автопилоты.

Роботы-уборщики в ЖКХ как восходящий тренд

Роботизированные решения для уборки на улицах и придомовых территориях по сути — масштабирование идеи домашних роботов-пылесосов для городского применения. «Недавно впервые увидел роботизированную машину, убирающую улицы без присутствия человека, — говорит Сергей Косецкий, коммерческий директор Группы компаний X-Com. —Она неплохо ориентируется на местности, распознает различные препятствия и объекты». Уже в скором будущем роль дворника изменится, считает Сергей Косецкий, а потребность в таких специалистах существенно снизится.

Распространение беспилотников может успешно драйверить развитие ИТ в разных сегментах городского хозяйства. Например, видеопотоки с камер, установленных на роботах-уборщиках, можно эффективно использовать для видеоаналитики, которая находит все более широкое применения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

«С помощью полученной информации можно оценивать маршруты жителей и сотрудников, фиксировать уровень наполнения мусорных контейнеров, наличие свободных парковочных мест на территории и т. д. — говорит Борис Золотин, руководитель кластера УК „Самолет Технологии“. — Таких проектов много, но это, как правило, всегда отдельная персональная разработка под конкретный ЖК, каких-то коробочных решений в этой области я не встречал».

Вместо заключения

Вертикальный рынок транспорт-логистика является одним из лидеров в цифровизации и, как следствие, оказывается одной из популярнейших мишеней для киберпреступников. Сегодня сегмент транспорта входит в «Тор 3» самых атакуемых в национальной экономике. Поэтому при проектировании, внедрении и развитии решений нужно помнить про инфобезопасность.

Открывает этот антирейтинг ритейл, на который пришлось 15% кибератак в прошлом году, по данным Threat Zone 2024, в то время как на промышленные и топливно-энергетические компании, а также финансовые и страховые организации — по 12%, замыкает «тройку» транспортную отрасль — 10%. В основе отчета Threat Zone 2024 — данные киберразведки, полученные от BI.ZONE Threat Intelligence, а также информация от команд центра мониторинга и реагирования на инциденты, напоминает Теймур Хеирхабаров, директор департамента мониторинга, реагирования и исследования киберугроз в BI.ZONE.

Окончание следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News