28 января 2025 г.
Родители в основном доверяют «умным» колонкам, знают о наличии «детского режима» и на словах высоко оценивают важность функций безопасности «умной» колонки, однако на деле применяют «детский режим» менее половины опрошенных.
- Абсолютное большинство (91%) родителей доверяет «умной» колонке с точки зрения соответствия ответов колонки возрасту ребенка.
- 54% родителей, чьи дети до 14 лет пользуются «умными» колонками, отметили, что дети используют колонку ежедневно.
- 3 главных фактора при выборе колонки: функционал (44%), цена (42%) и общие характеристики (37%).
- 63% знают, что в колонке есть «детский режим», из них 77% активируют его.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Альянсом по защите детей в цифровой среде представляет результаты опроса родителей детей до 14 лет (13 лет включительно) о том, как их дети используют «умные» колонки.
«Мэри Поппинс» XXI века
Как показало исследование, девять из десяти опрошенных родителей (91%) указывают, что их ребенок пользуется «умной» колонкой как минимум раз в неделю, причем 54% — ежедневно, 33% — несколько раз в неделю.
Подавляющее большинство родителей имеют высокий уровень доверия к умным колонкам и положительно оценивают взаимодействие детей с ними. Девять из десяти (92%) довольны форматом и содержанием детского контента, почти столько же (91%) уверены, что «умная» колонка отвечает на запросы в соответствии с возрастом ребенка, предоставляя корректную и понятную информацию. Подавляющее большинство родителей (84%) считают информацию, которую выдает колонка, достоверной.
Практическая польза — основа выбора
В ходе исследования установлено, что в основном дети опрошенных используют колонку с Алисой (85%), Каждый девятый (11%) выбирает Марусю от VK, «Салют» от Сбера набирает 3%.
При выборе «умной» колонки родители преимущественно обращают внимание на ее функционал (44%), цену (42%) и общие характеристики (37%). В топ-5 факторов выбора вошли также удобство пользования общими сервисами (31%), отзывы и рекомендации (29%). Еще 27% указали доверие к бренду-производителю колонки. При этом внешний вид колонки (23%) имеет такое же значение, как и наличие специального «детского режима» и функций безопасности (22%).
Иными словами, родители делают выбор, исходя из практических потребностей и ценовой доступности. Им важна не столько брендовая репутация или дополнительные «фишки», сколько реальные преимущества устройства в повседневной жизни.
О политике безопасности
Уровень осведомленности опрошенных родителей о политике безопасности производителя-разработчика «умной» колонки, которой пользуется их ребенок, низкий: только 7% декларируют, что читали положение о политике безопасности, а каждый третий (35%) — что читал ее основные пункты. Большая же часть опрошенных родителей (51%) либо впервые услышали об этом, либо имеют только общее представление.
При этом уровень доверия родителей «умным» колонками прямо или косвенно связан с информированностью о политике безопасности компании-производителя. Больше всего доверяют «умным» колонкам родители, читавшие положение о политике безопасности компании-производителя устройства, — 81 и.п.1 (vs. 71 и.п. среди всех опрошенных и 65 и.п. среди тех, кто впервые услышал о положении в ходе опроса).
«Детский режим»
«Детский режим» в «умных» колонках — это специальная функция, которая позволяет ограничить доступ к нежелательному контенту и обеспечить безопасность детей. Более половины опрошенных родителей (63%) знают, что в их «умной» колонке есть «детский режим» или другие функции безопасности; из них три четверти (77%) сказали, что «детский режим» активирован. Хотя родители преимущественно подчеркивают важность функций «детского режима», на практике их используют заметно реже.
Наиболее важной родители считают функцию фильтрации контента, не предназначенного для детей (95%), ее же чаще всего реально используют (55%). Благодаря адаптации ответов под детский запрос колонка лучше понимает детей, девять из десяти родителей (92%) отметили, что это важная для них функция. Еще одна возможность «детского режима» — включение специальных сценариев: обучение, пробуждение, засыпание и т.д. Отмечают эту функцию как значимую 77% родителей, однако используют ее только 40% родителей.
Около половины опрошенных назвали важными также возможность отключить голосовую активацию (53%), наличие отчета о взаимодействии с колонкой — длительность пользования (52%) и ограничение времени использования колонки для детей (51%). На практике пользуются этим функционалом довольно редко: 23% периодически отключают голосовую активацию, 18% ограничивают время использования колонки, а 13% просматривают отчеты о взаимодействии с «умной» колонкой.
В целом, хотя родительская осведомленность и декларированное доверие к функциям безопасности «умных» колонок в «детском режиме» высоки, реальное использование этих функций остается на ощутимо более низком уровне.
И сказку расскажет, и с уроками поможет!
Опрошенные родители отмечали, что чаще всего «умная» колонка приобреталась для детей (64%), в том числе куплена специально (35%) или подарена (29%).
Дети взаимодействуют с «умной» колонкой преимущественно без помощи взрослых (61%). Спектр применения «умной» колонки детьми широк, но чаще всего это воспроизведение музыки или радио, такую возможность применяют восемь из десяти детей (82%). В топ-5 вошли также общение с голосовым помощником (59%), воспроизведение сказок и аудиокниг (58%), обращение с информационными запросами (36%) и воспроизведение развлекательных программ (32%). То есть в основном речь идет о функциях развлекательного характера.
Реже дети используют функции организационно-бытового плана — напоминания, будильники (30%), звонки, общение с близкими (6%); а также образовательные функции — помощь с выполнением домашнего задания (26%) и воспроизведение образовательных программ, подкастов (15%), спортивных занятий (2%).
[1] Индекс доверия построен на основе вопроса «В какой степени Вы доверяете общению ребенка с „умной“ колонкой с точки зрения...?» по трем основаниям: соответствие ответов «умной» колонки возрасту ребенка, достоверности информации в ответах «умной» колонки, безопасности — сохранности и конфиденциальности данных пользователей. Ответам присваиваются весовые коэффициенты: «полностью доверяю» — 100, «скорее доверяю» — 75, «затрудняюсь ответить» — 50, «скорее не доверяю» — 20, «полностью не доверяю» — 0. Для каждого респондента рассчитывается среднее значение, далее рассчитывается среднее значение по выборке в целом. Чем выше значение индекса, тем выше доверие. Диапазон значения индекса — от 0 до 100 индексных пункта (и.п.).
Источник: Пресс-служба ВЦИОМ