28 января 2025 г.

Увеличить
Рис. 1. Мировые продажи
Увеличить
Рис. 2. ТОП производителей смартфонов в РФ

Аналитический центр GS Group представляет анализ рынка мобильных телефонов за 2024 год.

Резюме

Китайская экспансия на рынок смартфонов продолжает набирать обороты. Компания Transsion Holdings уверенно увеличивает свою долю как на мировом, так и на российском рынках благодаря доступным и качественным устройствам. Apple и Samsung сохраняют прочные позиции, производя качественную продукцию и сохраняя свою лояльную аудиторию, одновременно привлекая новых клиентов, которые только слышали о них. Xiaomi, в свою очередь, давно заняла значительную часть рынка и также не планирует с ней расставаться.

  • Мировые поставки смартфонов в 2024 году составили 1,24 млрд штук, показав прирост на 6% относительно показателей 2023 года. Apple и Samsung сохраняют лидерство на мировом рынке с долями 19% и 18% соответственно.
  • Xiaomi по итогам 2024 года продемонстрировал самый быстрый рост по мировым поставкам среди пяти крупнейших ключевых игроков, согласно предварительным данным — 15,4% в абс. ед.
  • Российский рынок мобильных телефонов, включая кнопочные, составил порядка 34,2 млн единиц в 2024 году, продемонстрировав снижение в натуральном выражении и прирост в денежном до уровня 728 млрд руб.
  • По результатам 2024 года было продано 29,9 млн смартфонов, снижение на 3% по сравнению с показателями 2023 года. Согласно данным по продажам, самыми популярными остаются смартфоны в ценовом сегменте от 10 до 20 тыс. рублей порядка 35%. На втором месте смартфоны в ценовом сегменте от 20 до 40 тыс. рублей (27%), а замыкают тройку смартфоны в ценовом сегменте до 10 тыс. рублей (15%).
  • Доля смартфонов, по итогам продаж 2024 года составила порядка 87%.
  • На протяжении последних трёх лет Xiaomi удерживает абсолютное первенство в натуральном выражении. Однако в денежном эквиваленте лидерство сохраняется за Apple.
  • За 2024 год было продано 4,3 млн кнопочных телефонов на общую сумму 7,3 млрд рублей. Отечественные производители занимают около 65% рынка в натуральном выражении. Лидерами отечественных брендов по итогам 2024 года являются: F+, Texet, BQ, Maxvi.
  • Доля кнопочных телефонов составила 12,6%, показав снижение за год на 2,7%.

Смартфоны

Мировые продажи

Мировые поставки смартфонов выросли на 6,3%, относительно показателей прошлого года, составив 1,24 млрд штук за анализируемый период. Такой рост произошел впервые за последние два года, что свидетельствует от том, что рынок наконец-то начинает восстанавливаться после долгого падения.

Несмотря на текущие макроэкономические сложности, обеспокоенность по поводу валютных курсов на развивающихся рынках, инфляцию и слабый потребительский спрос, стремительный рост в 2024 году подчёркивает стабильность рынка смартфонов. Анализ глобальных поставок за период с 2015 по 2024 гг. показывает, что самое высокое значение отмечается только в 2017 году. После года, отметившимся выходом iPhone X, рынок непрерывно снижался, и лишь сейчас отмечается незначительная тенденция к росту.

Что касается доли России в мировых поставках, то она достаточно стабильно удерживает значение в диапазоне 2,5% с незначительными колебаниями в 2-3 десятых от года к году. В 2024 доля составила 2,4%, что на 0,2% меньше, чем в 2023 году.

Поквартальное деление поставок смартфонов показывает тенденцию, повторяющуюся из года в год, где первый квартал всегда чуть больше второго за счет ежегодной презентации Samsung в январе. Третий и четвертый кварталы отмечаются повышением поставок за счет ежегодных презентаций новых устройств, а также рождественских распродаж.

В 2024 году Apple и Samsung сохраняют лидерство на мировом рынке с долями 19% и 18% соответственно. Однако объёмы поставок продукции Apple снизились на 0,9%, а показатели Samsung упали на 1,4%, одной из причин такого снижения можно отметить усиление позиций китайских производителей в мире.

Так, например, Xiaomi занял третье место, демонстрируя самый быстрый рост среди пяти крупнейших игроков, согласно предварительным данным около 15,4% в абсолютных единицах.

Бренды холдинга Transsion (Tecno, Infinix. iTel) вместе заняли четвёртое место, разделив его с Vivo и OPPO из-за усиления конкуренции между этими компаниями. По данным Transsion, в прошлом году компания поставила 106,9 млн смартфонов, в то время как Oppo поставили 104,8 млн устройств.

Динамика продаж смартфонов в России

В 2024 году в России было реализовано примерно 29,9 млн смартфонов на общую сумму 721 млрд рублей. Рынок продемонстрировал снижение на 3%, относительно показателей прошлого года в натуральном выражении. Однако в денежном эквиваленте объём продаж увеличился примерно на 6% по сравнению с показателями предыдущего года, демонстрируя рост с 2022 года.

Средняя цена на смартфоны в 2024 году составила 24 тыс. рублей, что на 9% больше по сравнению с прошлым годом. Повышение цены напрямую повлияло на значительный рост выручки в 2024 году.

Российский рынок очень быстро оправился от падения продаж в 2022 году и в 2024-ом практически удержал показатели 2023 года, в связи с отложенным спросом и стабилизацией финансового положения покупателей.

Однако, тенденция на уменьшение объема продаж и повышения цен будет сохраняться еще продолжительное время. На рынке смартфонов сложилась ситуация с кризисом идей. Мы не видим крупных изменений, ради которых готовы поменять свой девайс на новый. В современных условиях, смартфоны достигли того уровня технологического развития, при котором им можно пользоваться на протяжении достаточно долгого времени и не испытывать никаких проблем как с точки зрения устаревания ПО, так и физической амортизации в силу повышения качества сборки и материалов.

Ведущие бренды смартфонов

В 2024 году в России лидером продаж смартфонов остаётся, как и в прошлом году, Xiaomi. На протяжении последних трёх лет китайский бренд удерживает абсолютное первенство в натуральном выражении. В 2022 году его доля составляла 32% рынка, а в 2023 году снизилась до 30%.

По результатам прошедшего года доля Xiaomi составила 24%, что связано с увеличением доли брендов Transsion Holdings. Tecno и Infinix, принадлежащих Transsion Holdings, уверенно занимают рынок в бюджетном и среднем ценовых диапазонах не только в России, но и в мире. Для примера, Tecno увеличил свою долю присутствия на территории РФ с 2022 года в два раза с 8% до 16%.

Продукция Samsung и Apple сохраняет свою долю в штуках без изменений и занимает 12% и 10% соответственно. В 2022 году корейский бренд потерял свою часть покупателей за счет ухода из России и понижения маржинальности устройств при параллельном импорте. Таким образом, ритейлерам стало выгодней подсвечивать более прибыльные смартфоны, нежели рекламировать A-серию Samsung, которая продается за счет их сбалансированных характеристик в среднем ценовом сегменте, являющемся самым популярным на рынке.

Однако в денежном эквиваленте лидерство Apple сохраняется последние три года за счет доминирующего положения в премиум сегменте, где у американцев практически нет конкуренции. Доля рынка сохраняется на уровне в 33% (также, как и в 2023 году) и вероятнее всего не упадет и в следующем году.

Ценовые сегменты

Чтобы определить наиболее востребованные ценовые сегменты смартфонов в контексте продаж, разделим рынок на пять категорий. Это поможет нам проанализировать структуру рынка и проследить её изменения.

  • До 10 тыс. рублей
  • 10 — 20 тыс. рублей
  • 20 — 40 тыс. рублей
  • 40 — 70 тыс. рублей
  • 70 и более тыс. рублей

При обзоре ценовой разбивки смартфонов выделяется три основных группы: бюджетные устройства, средний сегмент и премиум сегмент.

Категория смартфонов до 10 тысяч рублей занимает долю 14,5% и представлена стартовыми моделями китайских брендов, некоторые из которых являются одними из самых продаваемых смартфонов за год (Realme Note 50).

Следующая и самая крупная категория представлена смартфонами от 10 и до 40 тысяч рублей. В этом диапазоне представлено самое большое количество моделей всех брендов. Большинство пользователей смотрят на этот сегмент в связи с тем, что данные устройства закрывают практически все потребности как для работы, так и для развлечений.

В премиум сегменте самыми популярными являются устройства компании Apple, предлагающие премиальные материалы, максимальную мощность и расширенные возможности камеры. Главным конкурентом в этой категории выступает Samsung с его S-серией.

Кнопочные телефоны

Динамика продаж

По итогам 2024 года в России было продано около 4,3 млн кнопочных телефонов на сумму 7,3 млрд рублей, что на 9 % меньше, чем за прошлый год в натуральном выражении. Данное снижение можно отметить как в натуральном, так и стоимостном выражении.

На основании данных о продажах кнопочных телефонов можно сделать вывод, что отечественные производители занимают около 65% рынка в натуральном выражении. Этот показатель значительно вырос по сравнению с 2023 годом, когда он колебался на уровне 58%.

Лидерами отечественных брендов по итогам 2024 года являются: F+, Texet, BQ, Maxvi. Из зарубежных производителей выделяется два лидера: Philips и Nokia.

Средняя цена на кнопочные телефоны в 2024 году составляет 1,7 тыс. рублей, что на 6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Продажи кнопочных телефонов постепенно уменьшаются с каждым годом, однако это не означает, что они исчезнут в ближайшем будущем. Потребность в таких устройствах будет сохраняться еще долго благодаря особенностям некоторых профессий, удобству для детей и пожилых людей, а также для тех энтузиастов, кто хочет взять паузу от высоких технологий.

Методика анализа

Аналитика продаж данной продукции осуществлялась посредством сервиса Sellematics (сервис аналитики маркетплейсов).

Выделение и анализ данных стали возможны благодаря сопоставлению всех доступных данных, в том числе:

  • технические данные по продажам товаров: стоимость, количество, бренды, характеристики и пр.;
  • информация из открытых отраслевых и бизнес-источников (СМИ, интернет форумов и презентаций отраслевых конференций): новости о фактах (времени и обстоятельствах) выхода новых моделей мобильных телефонов, крупных контрактах, различиях технических характеристик моделей и т. д.;
  • новости и описание бизнес-опыта российских компаний;
  • открытые данные по мировым поставкам смартфонов (IDC);
  • открытые данные по экономическому положению участников рынка (интеграторов, дистрибьюторов, заказчиков): выручка, прибыль, данные по активам, задолженностям; данные по собственникам и связанным компаниям.

Источник: Пресс-служба компании GS Group