7 февраля 2025 г.
Происходящее в сегменте ноутбуков показательно для всего рынка цифровых устройств в РФ. Предыстория такова: в IV квартале случился настоящий бум в сегменте ноутбуков — рост продаж составил 22% Q2Q в натуральном выражении, по предварительным данным ITResearch. Интересно, но этот выразительный взлет квартальных продаж практически не повлиял на итоги года — прирост Y2Y составил порядка 3,6% в натуральном выражении. Однако этот же бум стал причиной ситуации, которая может иметь для рынка негативные последствия.
Дополнительное отличие четвертого квартала
Четвертый квартал традиционно отличается от остальных: предновогодние распродажи, покупки под каникулы и «длинные выходные», освоение бюджетов и пр. Однако в IV квартале 2024 года появились дополнительные факторы, которые послужили мощным драйвером для продаж рассматриваемого нами класса устройств. Заметим, что произошедшее повлияло не только на ноутбуки, но мы фокусируемся именно на них.
Весь четвертый квартал российский рынок ждал дальнейшего повышения ключевой ставки Центробанка и, соответственно, подорожания кредитных денег. Перспективы такого развития событий были вполне предсказуемы, если вспомнить события второго полугодия: в июле ставку подняли до 16%, в сентябре, всего лишь через два месяца — до 19%, а на заседании 25 октября Совет директоров ЦБ установил ключевую ставку на рекордном значения в 21%. Более того, перспективы дальнейшего роста этого показателя — до фантастических
Что это значило для покупателей
Для всех покупателей ноутбуков — как в В2В-, так и В2С-сегменте — ситуация означала одно: заемные деньги резко подорожали, причем не только в «моменте», а на обозримое будущее. Дорожали и ноутбуки — средняя цена устройства только за IV квартал увеличилась на 12%, по данным ITResearch. Очевидно, что в рассматриваемом сегменте падение покупательной способности рубля существенно выразительней, чем официальные 9,52% за весь 2024 год, о чем сообщал «Интерфакс» со ссылкой на данные Росстата.
Очевидно, что такая ситуация послужила мощным драйвером для сегмента, как катализировав отложенный спрос, который в той или иной степени всегда существует на рынке, так и мотивировав к опережающему приобретению нового ноутбука всех, кто планировал сделать это в течение ближайшего квартала. На российском рынке за IV квартал было продано более миллиона ноутбуков — 1,02 млн. — а три остальные квартала вместе взятые всего 2,55 млн.
Сегмент В2В нашел вариант, способный выступить «противоядием»: количество госконтрактов с повышенными авансами выросло в 2024 году на 22%, сообщает РБК; из-за недоступности заемных средств госзаказчики все чаще выступают кредиторами для подрядчиков. Но у В2С-покупателей действенных вариантов не было: в других сегментах потребления стоимость кредита иногда можно было снизить — например, в ипотеке специальные условиях могут быть в «семейном», «айтишном» и в других вариантах — а для покупки ноутбуков и другого цифрового оборудования льгот было ждать особенно неоткуда.
В сегменте В2С на продажи ноутбуков все более сильное давление оказывают планшеты, рост продаж которых по итогам года составил внушительные 22% в натуральном выражении. Россияне купили 3,1 млн планшетов за 2024, сообщает «М.Видео-Эльдорадо». Для ряда пользователей — детей, представителей старшего поколения, применяющих девайс в качестве «прикроватного устройства» и т. д. — планшет подходит лучше ноутбука, так как в обращении проще, весит меньше, а стоит дешевле: средняя стоимость «таблетки» не росла и по-прежнему составляет 20,3 тыс. рублей, как и в 2023 году.
Вчера — бум, сегодня — затоваривание
Общий прирост продаж IV квартала Q2Q составил всего 375 тыс. устройств, по данным ITResearch. Это «в моменте» радовало игроков рынка, но уже в краткосрочной перспективе начинает создавать проблемы, масштаб и серьезность которых пока сложно оценить. Бум предновогодних продаж естественным образом привел к спаду постновогодних, что уже ощутил на себе рынок.
Оверсток ноутбуков на складах поставщиков в России сейчас достигает 55 тыс. штук, сообщает «КоммерсантЪ», отмечая, что дистрибьюторы уже сократили закупки соответствующих товарных позиций. Логистика существенно усложнена из-за санкционных ограничений, в результате от заказа партии ноутбуков до их реального поступления на склады вполне могут пройти
При этом российские ритейлеры бытовой электроники проблемы не подтверждают, говорят, что затоваривание их пока не коснулась, у них все в «штатном режиме». У ритейлеров заявленный штатный режим «внезапно» сменится на нештатный, например, они начнут активно распродавать запасы моделей, которые устаревают достаточно быстро, а на «price protection» от вендоров рассчитывать не приходится. При имеющейся ситуации в канале происходящее может создать серьезные проблемы, а именно дефицит ноутбуков — коррекция дистрибьюторских заказов сейчас приведет к поставкам уже к сезону «back to school».
Планирование закупок усложнено
Дистрибьюторы, заметим, тоже в сложном положении. Если они допустят ошибки «в минус» при прогнозировании спроса на квартал-полтора вперед — а это сложные вопросы в условиях текущей экономической ситуации внутри рублевой зоны и геополитической снаружи — то в В2С-продажах вполне может образоваться дефицит ноутбуков, что приведет к подорожанию этих устройств для конечных пользователей.
Избыток ноутбуков, который может появиться из-за ошибок «в плюс» при планировании закупок, тоже создаст проблему — с деньгами сейчас все сложно, заморозка значительных сумм в зависших складских запасах может создать реселлерам серьезные проблемы с оборотными средствами. С высокой степенью вероятности компенсировать потери игроков канала придется все тем же конечным пользователям, оплачивая повышение цены устройств из-за дефицита оборотных средств.
А как в В2В-сегменте?
Заметим, что «КоммерсантЪ» сообщает о ситуации в В2С-продажах, ничего не говоря о В2В-сегменте. В B2B-сегменте ситуация будет если не аналогичная, то крайне похожая.
Напомним, что значительная часть ноутбуков для коммерческого применения покупают все в той же рознице — так поступают фрилансеры, микробизнесы и компании из сегмента СМБ, а также многие «удаленщики» (не все компании практикуют CYOD!). Если же мы говорим о традиционном формате потребления коммерческих систем, то он испытывает все те же проблемы. Они могут быть прямыми, если компании-заказчики не попадают под требования регуляторов и приобретают ноутбуки глобальных вендоров, но из других серий, которые в рознице редкость.
Если заказчикам в сегменте В2В будут нужны ноутбуки «российского производства», то на эти товары все те же проблемы будут влиять, но косвенно. Ключевые компоненты для создания российских ноутбуков совсем нероссийские, поэтому их тоже приходится заказывать через существенно усложненные логистические цепочки.
В тройке лидеров, показавших топовые показатели продаж ноутбуков по итогам прошедшего квартала, — Asus, Honor и Huawei, отмечает ITResearch. Локальных вендоров в топе нет, несмотря на бравурные доклады о феноменальном росте продаж российских производителей.
Вместо заключения
Заметим, что продажи ноутбуков крайне малы для страны с официальной численностью населения в 146 млн чел., как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Росстат. Получается, что по итогам прошлого года новый ноутбук — в частное использование или по работе — получили лишь 2,43% россиян. Обновление парка вычислительной техники в стране идет достаточно медленно, даже если учесть, что часть пользователей в силу разных причин отдают предпочтение настольным ПК.
Рублевая зона оказывается достаточно мала даже для такого массового товара как ноутбуки. Из-за «эффекта низкой базы» любое малопредсказуемое изменение продаж на сотню-другую тысяч систем может сотрясать рынок. Причем сотрясение будет настолько значительным, что может производить впечатление «черного лебедя», хотя таковым в классическом понимании не является.
Заметим, что рассмотренные схемы с возникновением проблем будут работать и для другого цифрового оборудования. Более того, для серверов, систем хранения данных, аппаратных NGFW, маршрутизаторов и прочих тяжелых решений планирование складских запасов по которым по понятным причинам (тяжелое оборудование для ядра ИТ-инфраструктуры нужно в существенно меньших количествах, чем ноутбуки, оно гораздо более дорогое, а в ряде случаев если не штучное, то не попадает под определение коммодити) оказывается кратно сложнее, а цена ошибки существенно выше.
В условиях с дорогими деньгами и значительными сроками поставок важность точного планирования складских запасов будет расти и дальше. Будут расти и риски — возможное влияние разных внешних факторов, которые могут появляться внезапно, тоже приходится учитывать. Заказчики окажутся не в самом выгодном положении: им остается или ждать оборудование месяцами, или покупать со складов, но в последнем случае риски поставщиков, может быть, будут заранее заложены в цену продукта с приемлемыми сроками поставок.
Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News