12 февраля 2025 г.
Исследователи из агентства Alumen Consulting (более известного своим брендом Quocirca, под которым они распространяют статистику и прогнозы по мировому рынку печати) в недавнем обзоре уделили внимание теме, которая до самого недавнего времени представлялась едва ли не маргинальной, а именно — сегменту восстановленных персональных компьютеров. Выясняется, что в «развитых экономиках» мира возвращение к жизни возвращённых покупателями/заказчиками в канал по тем или иным причинам ПК — буквально стратегический тренд; причём в первую очередь для поставщиков, как ни странно, управляемых услуг печати (MPS). В чём же тут дело?
Начнём с того, что по итогам текущего года, согласно прогнозу Gartner, глобальные расходы на ИТ вырастут на 9,8% от уровня
На иные высокотехнологичные устройства, включая ПК, расходы, впрочем, тоже должны вырасти, причём на 10,4% ао сравнению с
Как считают в Alumen Consulting, таких потребителей (частных) и заказчиков (коммерческих) будет со временем становиться всё больше, и как раз в наступившем году их доля станет достаточно крупной, чтобы заинтересовать участников ИТ-канала и стать для тех поводом к выработке новых коммерческих стратегий. Аналитики указывают на ширящееся приятие рядовыми потребителями и бизнесом в «развитых» странах так называемой экономики замкнутого цикла (circular economy), что под давлением непривычно высоких банковских ставок идёт на смену ставшему эталонным за последние десятилетия одноразовому подходу «купил — использовал — выбросил» (в лучшем случае, последний пункт заменяется на «утилизировал»).
Цель экономики замкнутого цикла обозначена как «удерживать ресурсы, которые пошли на изготовление того или иного продукта, в продуктивном использовании как можно дольше». Это означает, в частности, что устаревающим, перестающим устраивать своих заказчиков ПК отныне прямой путь не на свалку и не в пункт приёма вторсырья — а на склады участников ИТ-канала, которые будут заниматься их восстановлением для дальнейшей передачи в пользование конечным клиентам. Не всем ведь на рабочих местах нужны ИИ-ПК, — огромной доле сотрудников достаточно, по сути, терминалов для доступа к своим учётным записям в локальном облаке.
Речь идёт даже о двух разновидностях восстановления: refurbishment («подновление»; возвращение устройства в каким-то дефектом к исходному штатному состоянию, часто путём замены одного фирменного узла на другой такой же, и последующая продажа его с ограниченной гарантией; производится обычно вендором) и remanufacturing («переделка»; может включать достаточно глубокую перекомпоновку устройства, включая установку других процессоров, материнских плат и т. п., с сохранением должного уровня производительности и прочих характеристик; выполняется чаще партнёрами второго уровня и независимыми провайдерами — уже с их гарантией).
Интересно, что запчасти для восстановления персоналок не являющиеся их вендорами компании получают обычно от крупных заказчиков с жёстко соблюдаемыми циклами обновления своих компьютерных парков, когда по остаточной стоимости реализуются фактически полностью работоспособные машины 4-5-летней давности. Таким образом, основными заказчиками восстановленных ПК будут, скорее всего, компании малого и среднего бизнеса, фрилансеры, сотрудники на удалёнке и т. п. Хотя всё зависит от страны, конечно: во Франции, к примеру, введён в действие Декрет № 2024-134, что предписывает любым организациям (бюджетным — ещё больше) приобретать не менее 20% ИТ-устройств для своего бизнеса на вторичном рынке, а к 2040 г. эта доля должна быть доведена до 40%.
Так почему всё-таки Alumen Consulting рекомендует заниматься восстановлением ПК — по крайней мере, организацией поставок таких систем для заказчиков — именно провайдерам услуг MPS? Прежде всего, надо полагать, по той причине, что именно рынок печати этому аналитическому агентству наиболее близок, а взять на себя организацию такого дополнительного бизнеса способен, по сути, любой ИТ-канальный партнёр второго уровня. Ещё один аргумент — очевидно уже налаженное взаимопонимание между компаниями, оказывающими и заказывающими услуги MPS: глубокое представление об ИТ-инфраструктуре клиента у такого партнёра уже явно имеется, равно как и о том, на каких участках без ущерба для его бизнес-процессов можно применять восстановленные ПК.
Вдобавок, восстановленные ПК могут с куда больше выгодой для обеих сторон поставляться не транзакционным способом, а как услуга. Организация их поддержки (начиная с развёртывания там ОС с ядром Linux, например, — раз Windows 11 всё равно не установить), своевременного ТО, обеспечение подмены на случай сбоя, прочее сопровождение — всё это снимает головные боли у заказчика и обеспечивает поставщику услуги дополнительный доход. На российские реалии такой опыт напрямую переносить, скорее всего, смысла нет, — привычки клиентов у нас традиционно иные, и навряд ли идея закупать б/у ПК, даже как услугу, будет воспринята широко и с энтузиазмом.
Но в свете объективно растущего времени фактического эксплуатации компьютерной техники — по сути, как раз до полной выработки ресурса; просто на одном и том же месте, а не с перепродажей по истечении срока формальной гарантии — опыт зарубежных коллег может оказаться очень даже нелишним. К примеру, услуга «восстановление ПК заказчика до рабочего состояния» — замена отказавшего узла, установка российской ОС с комплектом ПО, обучение персонала взаимодействию с ним, соответствующий консалтинг, техническое сопровождение — может сэкономить клиентам немалые средства. Особенно в свете нынешних макроэкономических реалий, — которые для многих служат куда более действенным стимулом к экономии, чем искреннее стремление к идеалам «экономики замкнутого цикла».
Источник: Максим Белоус, IT Channel News