19 февраля 2025 г.
Чуть менее 50 % ИТ-специалистов предпочитают удаленную работу, а каждый пятый либо уехал от офисной локации, либо допускает такую возможность при разрешении трудиться издалека. Об этом говорят данные исследования «Исходный код идеальной работы ИТ-специалиста», которое реализовала в конце 2024 года коллаборация кадрового агентства ГК Selecty и сервиса «Работа.ру», опросив около 2 000 респондентов в России и других странах. Это мировой тренд: примерно столько же программистов предпочитают работать из дома в США и европейских странах. Но относительно новое явление (вспомним, что массовый уход на удаленку был спровоцирован недавней пандемией) породило и новые вызовы: организовать эффективную работу команды сотрудников, каждый из которых живет по своему расписанию, а иногда и в другом часовом поясе, архисложно. Но возможно, считают российские эксперты.
Эксперты констатируют интересную картину постепенного изменения предпочтений: при том, что около половины ИТ-специалистов предпочитают трудиться удаленно, это практически не связано с релокацией за границу. Но с другой стороны, наблюдается неожиданный, хотя и небольшой рост интереса к офисному труду («крутой офис» как фактор выбора также значим почти для 8 % респондентов) одновременно с падением заинтересованности в гибридном графике. Здесь есть поле для интерпретаций, но можно предположить существование связи с эффективностью команд: очно гораздо проще координироваться, к тому же сказывается накопившийся интерес к живому общению. (рис. 1)
Действительно, хотя не только российские рекрутеры отмечают рост производительности удаленщиков, 20 % респондентов называют своей главной проблемой трудности с коммуникацией, а свыше 40 % ИТ-специалистов подвержены более высокому риску выгорания за счет неконтролируемо повышающейся нагрузки, характерной для удаленной работы. Все это влияет на эффективность не только отдельных сотрудников, но команды в целом: люди теряют вовлеченность в рабочие процессы, а с ней и мотивацию.
При этом проблема глобальна: по оценкам Gallup, низкая вовлеченность сотрудников обходится мировой экономике в 89 триллионов долларов США, или в 9 % мирового ВВП, а их доля доходит до 15 % мировой рабочей силы. Поэтому главной задачей специалистов по персоналу и управленцев становится выстраивание организационной модели, которая позволит технически снять коммуникационные проблемы удаленщиков, с одной стороны, и создать психологически комфортную среду, с другой. С учетом конкретики перегретого российского ИТ-рынка труда это очень сложная задача, для решения которой приходится прикладывать значительные усилия еще на раннем этапе подбора, помогая выделить наиболее мотивированных претендентов и помочь им органично влиться в корпоративные реалии.
«Кандидатов стало больше, однако соискателей с высокой экспертизой, глубиной знаний и опытом промышленной разработки по-прежнему не хватает для покрытия потребностей прогрессивных компаний с развитой ИТ-инфраструктурой, — отмечает Лилиана Чижова, руководитель службы по привлечению, оценке и развитию талантов Tele2. — Для оптимизации работы мы внедрили преонбординг-чат-бот, который ведет кандидатов от предоффера до поступления на работу. Он дает возможность получить представление о специфике и культуре компании, выбирать карьерные шаги, готовит к разговору с текущим руководителем, помогает разобраться, какие предложения о работе приемлемы, а когда лучше развиваться внутри компании».
Автоматизация процессов (уменьшение доли рутинных операций и необязательных нагрузок) является одним из наиболее перспективных путей решения проблемы коммуникации и управляемости удаленных и распределенных групп, считают эксперты. Поэтому сегодня практики развиваются именно в этом направлении.
«Без автоматизации невозможно эффективно управлять командой свыше десяти человек, даже если они присутствуют в офисе, — уверена Ксения Шереметьева, операционный директор ГК Selecty. — Выходом является создание многоуровневых структур. Это похоже на микросервисную архитектуру в ИТ — подобная система легко масштабируется на сотни сотрудников. Внутри структуры множество разных ячеек, работающих независимо друг от друга, их можно развивать, менять, перетасовывать, и такой трансформер несложно настроить на практически любую профильную задачу. Удобно это тем, что специалист может „горизонтально“ мигрировать, если он устал от одной специфики: он в любом случае максимально использует компетенции, но не выгорает от однообразия задач. А автоматизация позволяет связать все уровни, не отнимая дорогого времени людей на рутину, качественно снижая риск парализующего микроменеджмента и повышая эффективность. Например, в нашем случае она дала возможность оптимизировать до 25 % рабочего времени рекрутера и сократить срок закрытия вакансии в 1,5 раза».
Как правило, такого рода технологии получают большее развитие в компаниях, изначально ориентированных на работу с квалифицированным удаленным персоналом, которые формируют рабочие группы для закрытия потребностей сторонних бизнесов. Большая эффективность и гибкость способствуют сохранению высокого интереса «айтишников» к вендорам — там работать комфортнее, в том числе за счет возможности выбора известных брендов заказчиков и технологичных проектов. (рис. 2)
«Опрос показал, что сегодня программисты проявляют интерес к работе через вендоров, — считает Дарья Кудрявцева, директор по персоналу ГК Selecty — Такие организации „заточены“ на ИТ-специфику, поэтому быстро реагируют как на запросы рынка, так и на пожелания и „боли“ персонала. В 2024 году по подобной схеме работали почти 40 % — это меньше, чем в прошлом, но, видимо, мы видим консенсусную долю за счет стабилизации рынка труда, которая сохранится на ближайшую перспективу. Благодаря гибкости и возможности быстрой внутренней трансформации вендоры способны идти на определенные компромиссы с желаемым соискателем, поэтому и вовлечь людей в корпоративную среду им легче. В сочетании с современными технологиями взаимодействия и управления это также становится фактором выбора места работы для квалифицированного специалиста и повышает эффективность и управляемость команд».
Источник: Пресс-служба компании Selecty