20 февраля 2025 г.

Увеличить
Рис. 1. Ключевые показатели бизнеса за IV квартал 2024 года и 2024 год
Увеличить
Рис. 2. Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2024 и 2023 годов

МКПАО «Яндекс» объявляет неаудированные финансовые результаты за четвертый квартал 2024 года и 2024 год.

  • Рост выручки в четвертом квартале 2024 года ускорился на 1,1 п. п. относительно третьего квартала 2024 года и составил 37%.
  • Выручка за 2024 год выросла на 37% год к году и составила 1 094,6 млрд рублей.
  • Скорректированный показатель EBITDA в 2024 году составил 188,6 млрд рублей или 17,2% от выручки, что на 2,1 п. п. выше показателя 2023 года.
  • Менеджмент компании планирует вынести на рассмотрение совета директоров рекомендацию по выплате дивидендов за 2024 год в размере 80 рублей на акцию.

Ключевые показатели бизнеса за IV квартал 2024 года и 2024 год1,2

Представленные финансовые результаты за три и двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2024 и 2023 годов, подготовлены в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). (рис. 1)

Прогноз на 2025 год

Компания прогнозирует рост выручки в 2025 году более 30% год к году и скорректированный показатель EBITDA не менее 250 млрд рублей. С учетом роста масштаба бизнеса, капитальные затраты как процент от консолидированной выручки Группы снизятся год к году.

Этот прогноз основан на наблюдаемых в данный момент рыночных тенденциях, и может измениться в зависимости от макроэкономической и рыночной ситуаций.

Корпоративная деятельность и события

20 января 2025 года состоялось внеочередное собрание акционеров МКПАО «Яндекс» в форме заочного голосования, на котором были одобрены все предложенные решения.

Консолидированные финансовые результаты

Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2024 и 2023 годов. (рис. 2)

Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и краткосрочных депозитов на 31 декабря 2024 года: 212,5 млрд рублей на консолидированной основе

Обзор ключевых сегментов бизнеса

Поиск и портал

Данный сегмент включает Поиск, Геосервисы, Браузер и ряд других сервисов по предоставлению информационных услуг.

Ключевые операционные и финансовые показатели за четвертый квартал 2024 года:

  • Доля компании на российском поисковом рынке6, включая поиск на мобильных устройствах, выросла на 2,6 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 66,4%. Рост обусловлен улучшениями поисковых технологий в том числе благодаря развитию технологий искусственного интеллекта, а также ростом дистрибуции браузера и поисковых приложений.
  • В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android6 выросла на 2,6 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 66,1%.
  • В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе iOS6 выросла на 5,0 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 56,2%.
  • Выручка сегмента в четвертом квартале 2024 года выросла на 26% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Этот рост в основном обусловлен продолжающимся развитием Рекламной сети Яндекса, где особое внимание уделяется сегментам электронной коммерции и малого и среднего бизнеса. Компания расширяет рекламный инвентарь, создавая новые форматы и площадки и тем самым привлекая новых клиентов, а также постоянно повышает эффективность рекламных продуктов — во многом за счет внедрения технологий искусственного интеллекта YandexGPT и YandexART. За весь 2024 год выручка сегмента составила рекордные для этого направления 439,0 млрд рублей.
  • Рентабельность скорректированного показателя EBITDA данного сегмента в четвертом квартале 2024 года составила 51,2%. Яндекс продолжает инвестировать в продвижение и разработку новых продуктов и рекламных технологий, а также внедряет пользовательские улучшения, которые повышают частотность обращений к сервисам, что стимулирует рост рекламных показов и кликов. Несмотря на ухудшение макроэкономических условий ближе к концу года, позитивная динамика рентабельности отражает усилия компании по оптимизации затрат и фокус на взаимодействии с партнерами.

Электронная коммерция, Райдтех и Доставка

В этот сегмент входят транзакционные О2О-сервисы, позволяющие совершать покупки онлайн, а также получать товары или услуги в офлайн-форматах:

  1. Райдтех, который включает сервис онлайн-заказа такси и дистрибуцию таких технологий за рубежом, сервис каршеринга Яндекс Драйв, сервис аренды самокатов, а также другие перспективные сервисы.
  2. Электронная коммерция включает мультикатегорийную торговую платформу Яндекс Маркет, сервис гиперлокальной доставки продуктов и товаров Яндекс Лавка, а также сервисы доставки товаров из магазинов и заказов из ресторанов Яндекс Еда и Деливери.
  3. Доставка и другие O2O-сервисы включают Яндекс Доставку — сервис доставки средней и последней мили, сервис для оплаты топлива на АЗС Яндекс Заправки, а также несколько небольших экспериментальных O2O-сервисов.

Ключевые операционные и финансовые показатели по всем географиям за четвертый квартал 2024 года:

  • Количество активных пользователей7 Яндекс Go составило 53,2 миллионов.
  • Количество активных покупателей8 на Яндекс Маркете составило 18,2 миллиона.
  • Количество активных продавцов9 на Яндекс Маркете составило 97,3 тысячи. Доля товарооборота (GMV) сторонних продавцов в четвертом квартале на Яндекс Маркете (3P) составила 91%.
  • Выручка сегмента в четвертом квартале выросла на 46% в годовом исчислении и составила 189,0 млрд рублей. Наибольший вклад внесли сервисы электронной коммерции, где рост выручки в четвертом квартале существенно ускорился — до 58% год к году. На это повлияли улучшение характеристик пользовательских когорт и продолжающийся рост рекламной выручки.
  • Скорректированный показатель EBITDA Райдтеха в России и за рубежом в четвертом квартале составил 22,8 млрд рублей на фоне роста бизнеса на домашнем рынке, дистрибуции технологий на рынках за его пределами и масштабирования рекламной платформы, что было частично компенсировано инвестициями в развитие супераппа Яндекс Go.
  • Маржинальность скорректированного показателя EBITDA в сервисах электронной коммерции в процентах от GMV в четвертом квартале улучшилась на 3,3 п. п. за счет повышения эффективности операций, роста масштаба бизнеса на фоне положительной экономики на заказ и развития рекламной платформы. Убыток по скорректированному показателю EBITDA сократился на 4% по сравнению в прошлым годом.
  • Убыток по скорректированному показателю EBITDA Доставки и других О2О-сервисов в четвертом квартате составил 2,4 млрд рублей на фоне роста бизнеса, тогда как маржинальность показателя в процентах от GMV продолжила улучшаться по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
  • Скорректированный показатель EBITDA сегмента составил 1,5 млрд рублей против убытка в 2,3 млрд рублей годом ранее в результате усилий по повышению операционной эффективности и за счет сбалансированного роста бизнеса.

Плюс и развлекательные сервисы

В этот сегмент входят единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс Плюс, Яндекс Музыка, Кинопоиск, Яндекс Книги (сервис, ранее известный как Букмейт), а также Яндекс Афиша и продюсерский центр Плюс Студия.

Ключевые операционные и финансовые показатели за четвертый квартал 2024 года:

  • Число подписчиков Яндекс Плюса достигло 39,2 миллиона, увеличившись на 29% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
  • Оборот (GMV) прямых продаж билетов на сайте и в мобильном приложении Яндекс Афиши вырос на 73% по сравнению с тем же периодом прошлого года и достиг 11,9 млрд рублей, в то время как оборот продаж билетов на сайтах партнеров вырос на 37% и достиг 3,4 млрд рублей.
  • Выручка в сегменте Плюса и развлекательных сервисов в четвертом квартале 2024 года выросла на 56% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Рост обусловлен увеличением на 50% год к году доходов от продаж подписки Яндекс Плюс и среднего дохода на пользователя (ARPU), а также устойчивой положительной динамикой других категорий выручки, включая выручку от продажи лицензий и рекламную выручку.
  • Скорректированный показатель EBITDA в четвертом квартале 2024 года не изменился относительно аналогичного периода прошлого года и составил 0,3 млрд рублей. Это обусловлено увеличением инвестиций в маркетинг и расходов на персонал для поддержки роста бизнеса, а также увеличением прочих операционных затрат.

Сервисы объявлений

В этот сегмент входят Авто.ру, Яндекс Недвижимость, Яндекс Аренда и Яндекс Путешествия.

Ключевые операционные и финансовые показатели за четвертый квартал 2024 года:

  • Объем бронирований (GBV) в сервисе Яндекс Путешествия вырос на 66% по сравнению с аналогичным показателем за четвертый квартал прошлого года.
  • Выручка выросла на 28% по сравнению с аналогичным показателем за четвертый квартал 2023 года благодаря Яндекс Путешествиям — на фоне укрепления положения сервиса на рынке, а также из-за роста сервиса Яндекс Недвижимость в категории новостроек.
  • Скорректированный показатель EBITDA составил 0,2 млрд рублей по сравнению с 0.4 млрд рублей в четвертом квартале 2023 года. Такая динамика объясняется увеличением расходов на персонал, направленных на поддержку роста бизнесов в условиях временного снижения рыночной активности, а также ростом маркетинговых расходов для сохранения рыночной доли.

Прочие бизнес-юниты и инициативы

Данная категория включает направление автономного транспорта Yandex SDG, облачные сервисы Yandex Cloud и Яндекс 360, Яндекс Практикум и другие образовательные инициативы, Устройства и Алису, Финтех и другие экспериментальные продукты, а также общехозяйственные расходы, не относящиеся к сегментам напрямую.

Межсегментные расчеты

Межсегментные расчеты представляют собой элиминируемые обороты между операционными сегментами, включая доходы от рекламы и межсегментные доходы, связанные с выплатами за использование товарного знака и виртуальных серверов, а также с продажами устройств и другими операциями.

Межсегментные расчеты в выручке за четвертый квартал 2024 года увеличились на 58% по сравнению с аналогичным показателем за четвертый квартал 2023 года, что обусловлено высокой скоростью роста межсервисных продуктов.

1 Следующие показатели не являются финансовыми показателями по МСФО: скорректированный показатель EBITDA, его рентабельность и скорректированная чистая прибыль, а также скорректированный показатель EBITDA без учета расходов по операционной аренде. Подробное описание их расчетов приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся финансовыми показателями по МСФО».

2 Незначительные отклонения в расчете процентных изменений, промежуточных итогов и итогов в этой и других таблицах, а также в тексте настоящего пресс-релиза объясняются округлением.

3 Валовая стоимость заказов сервисов Райдтеха по всем географиям (GMV) — общая сумма, уплаченная клиентами за услуги сервисов онлайн-заказа такси, каршеринга и аренды самокатов, заказанные на платформе Яндекса, включая НДС.

4 Товарооборот сервисов Электронной коммерции (GMV) — совокупная стоимость всех проданных, доставленных и оплаченных товаров на платформах Яндекс Маркет и Яндекс Лавка, а также совокупная стоимость заказов, доставленных сервисами Яндекс Еда и Деливери (доставка продуктов из магазинов и готовой еды из ресторанов), включая НДС.

5 Валовая стоимость заказов (GMV) Доставки и прочих O2O-сервисов (online-to-offline) включает в себя совокупную сумму платежей пользователей и бизнесов-партнеров за услуги сервисов Доставка и Заправки, а также платежи по некоторым другим небольшим экспериментальным O2O-сервисам, включая НДС.

6 По данным аналитического сервиса Яндекс Радар

7 Активный пользователь — пользователь, совершивший не менее одного заказа в течение декабря 2024 г.

8 Активный покупатель — покупатель, совершивший не менее одной покупки в течение 12 месяцев до отчетной даты.

9 Активный продавец — продавец, совершивший не менее одной продажи в течение одного месяца до отчетной даты.

Источник: Пресс-служба компании Яндекс