9 апреля 2025 г.

Евгений Рыбкин

О том, как портативные устройства с ИИ становятся незаменимыми бизнес-помощниками, какие задачи они уже решают и каковы их перспективы в будущем, рассказывает Евгений Рыбкин, менеджер по продуктовому маркетингу TECNO.

Смартфоны с ИИ: ключевые сферы и сценарии применения

Искусственный интеллект серьезно повышает производительность и качество труда — об этом можно судить не только по субъективным впечатлениям, но и по объективным данным. Стэнфордский университет недавно опубликовал отчет AI Index за 2024 год. Согласно приведенным в нем данным, 42% компаний и организаций снизили затраты благодаря ИИ, а 59% сообщили о росте доходов. При этом искусственный интеллект применяют как минимум 55% игроков корпоративного сектора.

Эти цифры снимают вопрос «нужно ли внедрять ИИ в бизнес»: очевидно, что сегодня он стал незаменимым инструментом, который позволяет не отстать от конкурентов. Решения на основе искусственного интеллекта применяются в самых разных сферах. Вот лишь некоторые из них.

  • Разработка ПО: быстрое и качественное написание кода, автодополнение, проверка, исправление ошибок, генерация тестов.
  • Маркетинг и реклама: персонализация предложения и контента, прогнозирование поведения клиентов, сегментирование аудитории, автоматизация email-рассылок, создание креативов, презентаций, текстов и изображений, быстрое прототипирование идей и материалов для маркетинговых кампаний.
  • Финансы и банки: оценка кредитоспособности, выявление мошенничества, автоматизированный трейдинг, анализ инвестиционных рисков. По данным Deloitte, более 70% крупных финансовых компаний уже внедрили решения на базе машинного обучения для скоринга заемщиков, прогнозирования рисков и автоматизации документооборота.
  • E-commerce и ритейл: персональные рекомендации, динамическое ценообразование, прогнозирование спроса, управление запасами, анализ клиентских данных. ИИ решения помогают улучшать качество сервиса, быстро обрабатывая тысячи обращений в режиме 24/7 и повышая удовлетворенность клиентов.
  • Производство и логистика: оптимизация цепочек поставок, предиктивное обслуживание оборудования, управление складом и маршрутами доставки. С помощью компьютерного зрения и предсказательной аналитики (predictive analytics) компании повышают точность планирования, ускоряют процессы и сокращают брак.
  • Юриспруденция: поиск релевантных документов и кейсов, анализ контрактов, автоматическая генерация юридических шаблонов.
  • HR: анализ резюме, отбор кандидатов, предсказание успешности найма, автоматизация собеседований: чат-боты для первичного общения, оценка «soft skills» соискателей с помощью видеоинтервью на базе компьютерного зрения и NLP (Natural Language Processing).

Универсальные инструменты, актуальные для всех сфер — автоматизация рутинных процессов и принятие решений на основе данных. Документооборот, формирование отчетности, обработка заявок и счетов — передача этих задач системам искусственного интеллекта экономит до 30-40% времени сотрудников, по данным McKinsey. Также AI-алгоритмы обеспечивают более точные прогнозы, чем традиционные статистические методы, что помогает своевременно корректировать стратегии.

При внедрении ИИ бизнес может идти разными путями: пользоваться общедоступными открытыми инструментами (нейросетями) или разрабатывать собственные решения, а также применять гибридный подход, сочетая сторонние нейросети со своими разработками. Однако эффективный ИИ-инструмент не всегда предполагает серьезные вложения или сложную архитектуру. Сегодня искусственный интеллект, который может служить и в целях бизнеса, встроен в передовые модели смартфонов. Благодаря этому технологии всегда под рукой в буквальном смысле слова. Голосовые команды, интеллектуальные напоминания, автоматический перевод, анализ документов — все это уже работает «из коробки» и может решать реальные бизнес-задачи без лишних затрат.

Как использовать смартфон в качестве бизнес-помощника

Современный смартфон — уже не просто средство связи, а полноценный ИИ-помощник, способный решать бизнес-задачи на ходу. Он включает широкий спектр инструментов, в том числе:

  • NLP (обработка естественного языка): умные чат-боты в корпоративных мессенджерах оперативно находят ответы на вопросы, голосовые ассистенты управляют расписанием, автоматизируют отправку писем и т.п. Их использование в бизнесе повышает продуктивность и освобождает время, которое ушло бы на выполнение рутинной работы.
  • Умные уведомления и рекомендации: встроенные алгоритмы предлагают контент, приложения или действия. Например, смартфон сам предоставит документы для встречи в нужный момент и при необходимости разошлет их по списку участников. Мобильные приложения с ИИ анализируют пользовательское поведение и рекомендуют подходящее время для контакта, например, CRM-уведомления продавцу, оптимальные маршруты для выездных специалистов.
  • Интеллектуальная камера и обработка изображений: распознавание лиц, объектов и текста ускоряет обработку документов, особенно в сфере доставки, логистики, онлайн-торговли и SMM. Смартфоны со встроенными AI-чипами обеспечивают более высокое качество изображений за счет нейронной обработки,
  • Навигация и геоаналитика: ИИ обрабатывает данные о пробках, маршрутах и привычках передвижения, предлагая оптимальные пути, что полезно для логистики, такси-сервисов, а также для анализа клиентских перемещений в ритейле.
  • Системы безопасности на базе ИИ: распознавание лица, отпечатков и голоса обеспечивают защиту данных и быстрый доступ к рабочим приложениям. Такой инструмент может быть полезен для удаленной работы и корпоративного контроля.
  • Автоматизация рутинных задач: смартфоны берут на себя текучку — такую как автоматизированный ответ на email, расшифровка аудио, перевод с иностранного языка в режиме реального времени, что ускоряет повседневную коммуникацию.
  • Биометрическая аутентификация: упрощенный вход в бизнес-приложения и системы электронного документооборота, безопасность без паролей.

Благодаря этим и другим функциям компании, интегрирующие мобильный ИИ в свои процессы, получают гибкость и конкурентные преимущества.

Типы бизнес-гаджетов с ИИ

ИИ сегодня встроен практически в каждый смартфон, но его возможности так широки, что сегодня появляются гаджеты, заточенные для решения тех или иных конкретных задач. Каждый тип таких устройств ориентирован на определенных пользователей и определенные сценарии использования в бизнесе. В числе самых перспективных можно назвать следующие:

  • Модели для бизнес-продуктивности: ориентированы на деловых пользователей. Гаджеты такого типа фокусируются на рутинных бизнес-процедурах вроде управления расписанием, расшифровки аудио, оптимизации работы с документами. Такие портативные помощники берут на себя все больше функций, которые раньше обеспечивал ноутбук. Это повышает мобильность, поскольку необходимость иметь при себе лэптоп отпадает — достаточно мобильника.
  • Модели с акцентом на медиаконтент: в эту категорию можно включить смартфоны, где внимание уделяется прежде всего качеству фото- и видеосъемки, а также звука. Обычно они обладают высокой мощностью процессора и большим объемом памяти, а также могут не только записывать, но и обрабатывать аудио, фото и видео. Такие гаджеты адресованы контент-креаторам, маркетологам, SMM-специалистам.
  • Модели для путешествий: помогут тем, кто часто ездит в командировки, в том числе международные. Их обязательные функции — продвинутая навигация, распознавание языков, оптимизация маршрутов, в том числе в офлайн-режиме.
  • Смартфоны с усиленной киберзащитой: незаменимы для корпоративного сегмента с повышенными требованиями к безопасности. ИИ в них служит для распознавания лица и голоса, анализа угроз. Ориентированы на представителей финансового, государственного сектора и других сфер, где утечка данных может обойтись очень дорого.
  • Специализированные гаджеты: устройства с ИИ, которые помогают в решении определенных задач бизнеса. Это умные колонки с голосовыми ассистентами, которые отвечают на вопросы и напоминают о встречах, AR/VR-устройства и шлемы для работы с мультимедийными проектами и обучения персонала, умные портативные 3D-сканеры, терминалы сбора данных и другие девайсы.

Защита данных и минимизация рисков

ИИ и весь его функционал тесно связан с данными — они необходимы для обучения и обновления моделей, и без них искусственный интеллект не может существовать по определению. Но именно с этим ключевым моментом сопряжен и основной риск, а именно опасность утечки данных. Она может произойти и по вине пользователя, и из-за сбоя в системе, и в силу действий злоумышленников. Поэтому основные меры безопасности при разработке смартфонов с ИИ направлены на защиту данных. Применяются такие инструменты как:

  • Шифрование данных для защиты информации при хранении и передаче. Передовые алгоритмы используются на всех уровнях, от самих смартфонов до носимых устройств и облачных решений.
  • Локальная обработка данных — то есть работа ИИ без отправки информации в облако.
  • Дифференцированный доступ приложений — пользователь контролирует, какие приложения могут получать доступ к микрофону, камеру, геолокации и т.п.
  • Многоуровневая аутентификация — биометрия, PIN-коды, двухфакторная защита.
  • Изоляция ИИ-процессов от других приложений — предотвращает перехват данных.
  • Защищенные нейросетевые модули — аппаратные решения для безопасной работы ИИ.
  • Регулярные обновления системы для устранения найденных уязвимостей.

Отдельно стоит упомянуть действия злоумышленников, направленные на искажение моделей. В результате хакерских атак в инструменты машинного обучения внедряется вредоносная информация, в результате модель неправильно ее классифицирует и принимает ошибочные решения впоследствии.

Предотвратить такие действия помогают строгие политики доступа к источникам данных для обучения. Но здесь, разумеется, речь идет о ситуациях, когда искусственный интеллект разрабатывается внутри контура самой компании. В случае, когда бизнес пользуется внешней общедоступной нейросетью, приходится доверять сторонним вендорам, поэтому их следует выбирать особо тщательно, опираясь на репутацию и предыдущие кейсы.

Как будут развиваться бизнес-гаджеты с ИИ

Искусственный интеллект развивается с космической скоростью: всего пару лет назад его воспринимали как забавный, но малопрактичный инструмент, который способен разве что генерировать картинки и не очень связные тексты. Сегодня его возможности выросли на несколько порядков, и во многих операциях — в том же создании текстов или кода — он не уступает человеку, а то и превосходит живого специалиста не слишком высокого уровня.

Генеративный ИИ настолько изменил мир, что прогнозировать его перспективы довольно сложно — не исключено, что впереди нас ждут еще более масштабные перемены. Тем не менее можно наметить векторы развития ИИ, в том числе в гаджетах для бизнеса.

  • Повышение автономности работы: смартфоны смогут выполнять все более ресурсоемкие задачи прямо на устройстве без выхода в облако.
  • Усиление безопасности: с ростом угроз будут появляться все более совершенные инструменты для защиты данных.
  • Глубокая адаптация под бизнес-сценарии: смартфоны научатся лучше понимать пользователя, специфику его деятельности, что позволит им брать на себя все более сложные задачи.
  • Бесшовная интеграция с бизнес-средой: смартфоны станут частью единой экосистемы, куда входят также корпоративные облака, CRM-системы, инструменты для удаленной командной работы, решения для аналитики и т.п. Этот тренд мы наблюдаем уже сейчас, и он продолжит развиваться.

Резюмируя, можно сказать, что роль ИИ в нашей жизни продолжит возрастать. Внедрение технологий искусственного интелеекта — необходимость, если компания хочет быть конкурентоспособной. Они дают возможности для автоматизации, персонализации и повышения точности принятия решений.

По отчету IDC, свыше 80% крупных организаций планируют увеличить инвестиции в ИИ в ближайшие два года. А значит, запрос на бизнес-гаджеты со встроенным искусственным интеллектом не только не потеряет актуальности но и заметно усилится. Исключения возможны в нишевых областях, не зависящих от скорости взаимодействия с клиентами и анализа больших массивов данных. Однако даже там ИИ-решения могут значительно улучшить эффективность.

Источник: Евгений Рыбкин, менеджер по продуктовому маркетингу TECNO