9 апреля 2025 г.
По меткому замечанию Дэниела Айвса (Daniel Ives), одного из ведущих аналитиков ИТ-сектора в Wedbush Securities, ситуацию на биржах после введения новой администрацией США масштабных налогов на импорт буквально всего, включая подавляющее большинство высокотехнологичных товаров, нельзя назвать иначе как «устроенным самим же себе разгромом эпических масштабов». И это пока ещё только в первом раунде, — если КНР действительно не отступит и в ближайшие дни введёт контрмеры против американской продукции, провоцируя тем самым Белый дом на очередной виток тарифной войны.
Хотя пока что «сырые полупроводники» (сами по себе микросхемы, до их монтажа/распайки на системные платы) из-под действия тарифов выведены, не такое уж это серьёзное послабление. На территории Штатов нет масштабных предприятий даже по крупноузловой сборке ИТ-изделий, — те производят в основном на ODM-предприятиях стран Юго-Восточной Азии, как раз подвергнутых наиболее заметному повышению ввозных пошлин. Аналитики упомянутой Wedbush подсчитали, что уже в ближайшие месяцы, если не недели, средняя цена, к примеру, iPhone в американской рознице может взлететь с 1 тыс. долл. до
Недаром, видно, Apple в срочном порядке пригнала, не считаясь с накладными расходами, из Индии и Китая в Штаты пять грузовых самолётов со своими гаджетами, — лишь бы успеть до вступления «тарифов из ада» в силу. Достанется, впрочем, не только американским вендорам высокотехнологичных продуктов: так, заработки в ИТ-секторе США грозят снизиться к концу года на 15%, поскольку работодатели вынуждены будут распределять выделенные загодя на ИТ бюджеты между закупкой подорожавшей техники и фондом оплаты труда. Да и в целом ИТ-каналу Штатов грозит существенная встряска — тем более неприятная, что произойдёт она, скорее всего, на фоне общеэкономической стагфляции, а то и полноформатной депрессии, вызванной нарушением множества отлаживавшихся десятилетиями цепочек поставок разом.
Пример всё той же Apple, которая сразу после обнародования новой тарифной политики потеряла четверть триллиона долларов капитализации за торговый день, весьма показателен: если ничего более разрушительного не произойдёт (а второй раунд обмена пошлинами, напомним, потенциально не за горами), компания может лишиться по итогам года не менее 33 млрд долл. из ранее запланированных доходов — не принимая в расчёт пока что маловероятный, по мнению экспертов, вариант добавления её в список стратегически значимых исключений. А ведь ранее, на волне энтузиазма по части перемещения как можно большего числа ИТ-производств в США, Apple пообещала инвестировать в этот процесс полтриллиона долларов на протяжении ближайших четырёх лет, — теперь же, очевидно, реалистичность воплощения этих планов в жизнь существенным образом снизилась.
В принципе, попадание в ситуацию «ужасный конец лучше, чем ужас без конца» как раз и должно простимулировать американские ИТ-гиганты к более деятельному импортозамещению высокотехнологичных производств. Однако проблема в том, что нынешняя экономика США слишком уж не соответствует стилю ведения бизнеса, который практикуют ODM-партнёры американских вендоров — собирающие для тех смартфоны, ПК, серверы и прочее оборудование в Китае, Вьетнаме или Индии. По словам эксперта Bloomberg Марка Гурмана (Mark Gurman), «не существует такой вселенной, в которой бы Apple перенесла сборку iPhone в Штаты»: никто не сможет просто взять и переместить фабрику из какой-нибудь Индонезии в Алабаму — и надеяться, что предприятие продолжит работать с хотя бы напоминающей прежнюю рентабельностью.
Имеются в виду как циклопическая стоимость возведения с нуля на американской земле передовых сборочных производств (для которых ещё потребуются недешёвые вода и электричество, не говоря о снабжении высококачественными комплектующими, необходимости соблюдать крайне жёсткие экологические нормативы и т. п.), так и практически полное отсутствие адекватной рабочей силы — готовой за разумные с точки зрения работодателя деньги регулярно и долгое время выполнять ответственную, кропотливую и крайне монотонную работу с гарантированно высоким качеством. Себестоимость смартфона, который во всех возможных смыслах считался бы «Made in USA», выйдет такой, что продолжать ввозить их из-за границы и с 34%-ной, и даже, возможно, со 100%-ной наценкой всё равно окажется разумнее, — и в этом смысле тарифная война скорее замедляет ИТ-импортозамещение в США, чем способствует его интенсификации.
Формально вступающие в силу
На вторую же половину
Нельзя даже сказать, будто от войны тарифов выиграет внутрикитайский ИТ-рынок: конкуренция на нём и без того достаточно высока, поскольку ограничивать высокотехнологичный экспорт в Поднебесную США начали ещё в
Ну и, разумеется, самая чувствительная к любой турбулентности на рынке отрасль — НИОКР — уже несёт потери. Представители голландской компании ASML, ведущего в мире изготовителя фотолитографических машин для выпуска микросхем, предупредили о замедлении темпов инноваций в микропроцессорной отрасли — которое станет неизбежным следствием сокращения глобальной ИТ-торговли. Чудес не бывает: падает спрос — растут накладные расходы — меньше выручка — ниже прибыль — истощается бюджет на исследования и разработки.
Да, возможно, со временем деглобализировавшиеся поневоле рынки приспособятся к подорожавшей электронике (локализованной, с высокой себестоимостью, либо обложенной сверхпошлинами зарубежной), предприятия будут отстроены, персонал обучат (всё это в предположении, что тарифы продолжат действовать немалое время), — но столь стремительной, как в последние годы, смены поколений, к примеру, процессоров уже не ожидается. Пожалуй, это даже не так уж плохо для конечных заказчиков, которые смогут продлить фактический срок службы однажды приобретённого ИТ-оборудования, — а вот вендорам и каналу продаж в целом явно придётся искать новые способы сохранять и наращивать свою прибыль.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News