15 апреля 2025 г.

Эксперты издания The Economist предупреждают, что непредсказуемость политики нынешнего президента США — в частности, чехарда с введением и временной приостановкой драконовских тарифов на ИТ-импорт из КНР — особенно опасна в условиях падения сразу трёх важнейших экономических показателей: величины рынка гособлигаций, объёма фондового рынка и курса национальной валюты. «Финансовая система Америки может рухнуть», — пророчат авторы редакционной статьи; но даже если до крайности дело не дойдёт, мировому высокотехнологичному сегменту (мировому, не одному только американскому) явно предстоит пережить ещё не один беспокойный квартал.

Поздней ночью (по времени Восточного побережья) 11-го апреля Таможенное управление США опубликовало руководство за номером 64724565, среди прочего выводящее из-под действия «тарифов из ада» широкую группу ИТ-товаров, от смартфонов и ноутбуков до полупроводниковых накопителей и фотоэлементов для солнечных панелей. Теперь — и по меньшей мере на протяжении 90 дней — вместо фактически блокирующей ставки налога на импорт в 145% к этим продуктам будет применяться тоже не самый скромный, но всё-таки остающийся в пределах разумного тариф в 20%, — введённый ранее в отношении всех (тут уже без исключения) товаров из КНР в отместку за якобы пагубную роль властей материкового Китая в поразившем Штаты фентаниловом кризисе.

Аналитики Wedbush Securities поспешили назвать это послабление «лучшей из всех возможных новостей для инвесторов в ИТ-индустрию», и радоваться действительно есть чему, — те же iPhone примерно на 90% (в среднем по всему модельному ряду) собирают из компонентов, произведённых на территории КНР. Ранее Counterpoint Research оценивала складские запасы продукции в американском канале продаж Apple как достаточные для обеспечения нормальных темпов продаж на протяжении максимум шести недель, — после чего цены неизбежно резко рванули бы вверх; да и у других вендоров со штаб-квартирами в США ситуация во многом схожая.

Теперь же производителям предоставлены целых три месяца для выправления ситуации. Надо полагать, прежде всего будут выведены на полную мощность ODM-фабрики в самой КНР, чтобы успеть пропихнуть в образовавшееся окошко возможностей как можно больше товаров впрок; но вместе с тем было бы логично интенсифицировать и усилия по переводу сборочных предприятий в страны и территории, к которым (пока?) применяется более щадящая тарифная политика. Уже более 75 стран, если верить заявлениям самого президента, выражают готовность договариваться о более выгодной для США перебалансировке торговых потоков, — почти наверняка среди них найдутся уже обладающие хоть какими-то ИТ-фабриками, готовыми к дальнейшему ускоренному развитию.

Вполне вероятно, что к исходу 90-суточного срока — если зримых подвижек в плане переноса ODM-производств за это время не случится — налог на импорт важнейших для США ИТ-товаров из материкового Китая либо оставят на 20%-ном уровне, либо если и поднимут, то не слишком значительно. Логично было бы увязывать дальнейшее повышение этого тарифа — вплоть до блокирующих значений — с объективными успехами по диверсификации восходящей цепочки поставок ИТ-компонентов, которая сегодня крайне угрожающим для Америки (по мнению её нынешнего президента) образом практически замкнута на КНР. Но если бы такой последовательный, средне-, а то и долгосрочный план действий был намечен и проговорён, наверняка эксперты и рынок волновались бы существенно меньше, — нервозность, как подчёркивает профильная пресса, вызывает именно малопредсказуемый характер действий администрации Белого дома.

По заявлению министра торговли США Говарда Лютника (Howard Lutnick), некие специальные «полупроводниковые тарифы» всё-таки находятся в разработке — и будут обнародованы «в течение месяца или двух», что уже позволит участникам рынка планировать свой бизнес хотя бы на ближайшую перспективу. Среднесрочное же предназначение этих налогов, подтвердил министр, заключается в возвращении для начала хотя бы сборочных производств на территорию США. Однако до той поры, пока сколько-нибудь объёмное импортозамещение ODM-сборки в Америке не начнётся, импорту конкурировать будет попросту не с чем, — и потому, надо полагать, по мере выправления ситуации тарифы на ввоз аналогов локальной продукции будут поступательно ужесточаться. Но это явно дело не ближайших кварталов, — в лучшем случае, пары лет.

Вдобавок, пока что речь шла именно о готовых «железных» продуктах и об ИТ-противостоянии с КНР по этому направлению; изготовление же самих полупроводников на территории США — вопрос совершенно особый. Как справедливо указали эксперты SemiAnalysis, против одного из ключевых поставщиков чипов в Штаты, а именно против официально не признаваемого ими же самими государством Тайваня, действуют в настоящее время 32%-ные импортные пошлины. При этом себестоимость производства наиболее передовых процессоров в Америке превосходит таковую для Тайваня — с учётом всех сопутствующих затрат на фонд оплаты труда, медстраховки, очистные сооружения и проч. — куда значительнее; по самой грубой оценке речь может идти о 50-70% минимум.

А это, в свою очередь, означает, что изготовленный на предприятии TSMC процессор под маркой AMD — у этого вендора, напомним, нет собственных фабрик, — при прочих равных (допустим, его производительность и энергопотребление в точности эквивалентны таковым для некой сопоставимой модели Intel) окажется для местных сборщиков заведомо выгоднее — даже с учётом кажущейся громадной наценки на импорт в 32%. То же верно и в отношении наиболее передовых микросхем памяти, выпускаемых на американских предприятиях Micron: южнокорейские их аналоги выйдут куда привлекательнее по себестоимости с учётом всех налогов.

Выходит, даже в случае переноса ODM-предприятий либо в сами США, либо на территорию подвергнутых меньшим тарифам стран, ИТ-вендорам с американскими штаб-квартирами всё равно не будет экономического смысла переплачивать за импортозамещённые чипы — допуская, повторимся, что тем можно подыскать адекватную замену из ассортимента производимых всё той же TSMC (по чертежам, в частности, американских же разработчиков!) микросхем. Учитывая же, что наиболее маржинальный сегмент ИТ-рынка сегодня и на обозримую перспективу связан с ИИ, а в области серверных вычислителей для решения задач искусственного интеллекта практически безраздельно властвует Nvidia — как раз один из крупнейших ODM-клиентов тайваньской TSMC, — перспективы «приземления» микропроцессорной индустрии в Штатах представляются крайне туманными.

И вот как раз такого рода просчёты в тарифной политике нынешней администрации Белого дома пугают экспертов и игроков рынка сильнее всего. На примере тех же чипов становится очевидно, что казус Тайваня оказался попросту выпущен из внимания на фоне раскручивавшегося по спирали тарифного противостояния с материковым Китаем, — а значит, рано или поздно до него у президентской команды руки тоже дойдут. Но когда именно? И каким будет новый налог на импорт полупроводниковых микросхем с бывшей Формозы?

Иными словами, возникает вопрос: насколько долго AMD по себестоимости сопоставимых процессоров продолжит превосходить Intel? Не следует ли Nvidia как можно скорее договариваться со всё той же Intel о заключении ODM-контрактов на новые свои серверные ускорители, — ведь процесс налаживания такого производства довольно длителен и весьма затратен? И пока такого рода вопросы с огромной ценой неверного ответа на них беспокоят ИТ-отрасль, повисая буквально в воздухе в отсутствие внятного, предъявленного рынку плана тарифной политики хотя бы на полгода вперёд, глобальный (пока ещё) канал продаж продолжит действовать привычным в кризис образом — накапливая складские запасы в качестве перестраховки, снижая маркетинговую и иную второстепенную активность в ожидании новых убытков и т. п.

Неудивительно, что эксперты TrendForce уже спешно пересматривают свои оценки мирового ИТ-рынка по итогам текущего года в сторону ощутимого понижения, — грядущие кварталы явно ожидаются крайне турбулентными. И одними Штатами дело тут навряд ли обойдётся.


Источник: Максим Белоус, IT Channel News