18 апреля 2025 г.
Временная приостановка вступления в силу «пошлин из ада» на поставляемые в США товары из КНР, в том числе ИТ-ассортимента, вызвала на биржах мира буквально вздох облегчения. Хотя формально тарифное противостояние затрагивает только американский и китайский рынки, учитывая, насколько велика в обеих странах концентрация штаб-квартир глобальных ИТ-лидеров, нет сомнений, что его последствия не самым позитивным образом скажутся на глобальной высокотехнологичной отрасли. Собственно, они уже и начинают сказываться, — невзирая на объявленную администрацией Белого дома
Пауза эта, напомним, взята не просто так, а чтобы в деталях разобраться, какие именно категории ИТ-товаров подвергать блокирующим тарифам — а какие, возможно, вовсе вывести из-под действия пошлин. Например, если следовать заявленной ранее цели «приземления» высоктехнологичных производств в США, ввоз оборудования для изготовления микросхем на американской земле следует, по идее, дополнительно стимулировать, а не обременять. Тем не менее — если отвлечься от тарифного противостояния именно с КНР — администрация Дональда Трампа (Donald Trump) увеличила пошлины на поставки продукции в том числе из Голландии, и Японии, где располагаются передовые предприятия по выпуску различных компонентов для оборудования, применяемого в полупроводниковой промышленности.
Итого, по подсчётам экспертов, три ведущих американских изготовителя средств микропроцессорного производства — Applied Materials, Lam Research и KLA — могут потерять только по итогам текущего года до 350 млн долл. США из-за роста тарифов на закупаемые ими за рубежом узлы и материалы, необходимые для создания уже формально американских машин. Учитывая же, что цикл разработки и создания таких машин довольно долог, и что заказы на них формируются на годы вперёд (со стороны той же Intel, к примеру, которая вовсю стремится расширить собственное производство полупроводников, или активно возводящей сейчас в Америке свои фабрики тайваньской TSMC), общие потери ИТ-отрасли США только на одном этом участке — промышленного оборудования для микропроцессорной отрасли — могут достичь и 1 млрд долл.
Вдобавок, рост расходов американских заказчиков неизбежно приведёт к снижению объёмов закупок у расположенных вне США изготовителей оборудования для полупроводниковых производств. А те, напоминают эксперты, ещё не успели оправиться от нанесённого им прежней администрацией Белого дома удара, — запрета на поставки наиболее передовых машин и узлов в КНР с целью притормозить развитие собственной чипмейкерской отрасли в материковом Китае. Правда, в данном случае эффект вышел, скорее, обратный: китайские компании сами начали выпускать оборудование для микропроцессорных производств, — да, ценой заметного роста затрат, и пока заметно отстающее от лучших голландских и японских образцов, но лиха беда начало.
ASML же, голландский поставщик фотолитографов, признал, что в 2025 г. четверть его выручки обеспечили заказы именно из материкового Китая, — теперь же, очевидно, доходы его снизятся, что не сможет не отразиться на его готовности разрабатывать и производить ещё более сложные и перспективные машины. В результате, судя по всему, и КНР сумеет наладить изготовление собственных станков для массового выпуска микросхем по технологическим нормам «5 нм» — «7 нм» в не самой отдалённой перспективе, и прежние монополисты на оборудование для таких станков из дружественных США стран потеряют существенный рынок сбыта (плюс соответствующие доходы), и американские производители средств микропроцессорного производства понесут дополнительные расходы, — если только администрация Трампа не скорректирует оперативно свои опрометчиво введённые пошлины.
О серьёзности же намерений КНР сделать ставку именно на внутренние чипмейкерские фабрики (для которых как раз пригодится собственное производственное оборудование) свидетельствует совет китайской Ассоциации полупроводниковой индустрии правительству определять страну происхождения микросхем в зависимости не от того где они были заключены в готовые для монтажа на текстолит корпуса, а от того, где непосредственно изготовили производящий вычисления (или хранящий данные — если речь о памяти) кремниевый кристалл.
Таким образом, если война ИТ-пошлин продолжится, повышенным тарифом при импорте в материковый Китай будут подвергаться чипы с американских фабрик TSMC, GlobalFoundries, Tower Semiconductor,
Эксперты Economic Daily News предложили три возможных сценария, к которым могут сводиться прорабатываемые администрацией Трампа изменения в тарификации ИТ-импорта:
- «Модель большого бассейна»: в одну трубу втекает суммарный объём чипов, выпускаемых некой страной; из другой — вытекает фактически производимое её компаниями на территории США их число: чем больше разница, тем выше ставка налога. Для тех тайваньских и южнокорейских чипмейкеров, которые по валовому производству микросхем сегодня доминируют в мире, это будет настоящей катастрофой: скажем, TSMC всего за год литографирует около 16 млн
12-дюймовых кремниевых пластин-заготовок (которые затем уже разрезают на отдельные процессоры и корпусируют), но ныне действующая её фабрика в США рассчитана максимум на 0,5 млн таких заготовок в год. - «Без затей»: все импортируемые в Штаты микросхемы облагаются дополнительным налогом (ставка которого, возможно, будет индивидуально определяться для каждой страны или даже компании-производителя), а изготовленные на их территории — нет. В среднесрочной перспективе это поспособствует ускорению микропроцессорного импортозамещения (и ударит по тайваньским ODM-партнйрам американских ИТ-вендоров — вроде Foxconn, Quanta или SuperMicro), но в краткосрочной грозит если не пустить по миру, то серьёзно обременить непредвиденными расходами местных сборщиков высокотехнологичного оборудования, которые продолжат пока — по необходимости — полагаться на импортные чипы.
- «Тарифицировать всё»: любой импортируемый в США ИТ-продукт с чипами внутри, собранный вне границ страны, подлежит повышенному налогообложению. Это бесспорно заставит Apple, HP, Dell и прочих вендоров активнее побуждать своих ODM-партнёров к переносу сборочных производств в Штаты, но на начальном этапе — который грозит растянуться на годы — опять-таки пострадают и сами американские компании, и нуждающиеся в их продуктах клиенты из США.
Вполне вероятно, что итоговый план, предложенный администрацией Трампа в ближайшие 90 дней, будет представлять собой некую комбинацию указанных сценариев — тем более причудливую и сложную, чем предметнее воплотится в нём стремление регуляторов как можно меньше навредить собственно американскому ИТ-сектору. В любом случае, уже понятно, что неизбирательные и всеобъемлющие «санкции из ада» не сработали, — однако нервозности рынку добавили изрядно. А поскольку первое, что делает встревоженный возможностью потерять прибыль капиталист, так это поднимает цену на свой товар, не стоит удивляться, что в денежном выражении мировой ИТ-рынок по итогам 2025 г. наверняка ощутимо вырастет по сравнению с прошлым годом. Вот только навряд ли это порадует конечных заказчиков, да и канал продаж тоже, — слишком уж высокой оказывается цена утраты хоть какой-то предсказуемости на глобальном ИТ-рынке.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News