29 апреля 2025 г.
Цифровизация, открытые данные, геоаналитика и желание слышать запросы людей — вот ключевые элементы в формуле современного и счастливого города. Причём начинается всё с малого — с удобного двора, понятной навигации и светлого подъезда. Или — с проекта дома/жилого комплекса с помощью ИИ или ТИМ. А заканчивается — мастер-планами, которые строятся на фактах, а они в свою очередь — на данных и экспертизе.
В рамках форума PRO ГОРОD 2025 состоялся круглый стол Ассоциации РУССОФТ «Город счастливых жителей», где эксперты обсудили, как современные технологии, ИИ и цифровые сервисы влияют на комфорт и благополучие горожан.
Начал дискуссию Денис Струков, к.тн., руководитель Комитета по Умному городу РУССОФТ, генеральный директор Геоинтеллект. Он рассказал, почему важно ставить цели счастливых жителей городов во главу управления городом и какова роль ИТ в этом для жителей, бизнеса и власти. «Умный удел — это одна из старейших трактовок термина „счастья“, а соучастие людей в чем-то большом, важном на определенной территории заставляет задуматься о том, что такое и для чего нужен сегодня российским жителям умный город, счастливый ли он?».
Виталий Лажинцев, руководитель Комитета МСП РУССОФТ, СЕО NooSoft, советник депутата ГД РФ, отметил: более 40 ИТ-компаний, входящих в РУССОФТ, уже внедряют решения — от видеоаналитики и IoT до геоаналитики, по всей стране (см. Рис1).
От квартиры до всей страны: российские ИТ-решения
Участники дискуссии представили решения, которые работают на разных уровнях городской среды: от квартиры и подъезда — до региона и всей страны (см. Рис2).
Светлана Окулова, основатель архитектурного бюро «Олимпика», рассказала, как отечественный ИИ помогает ей как дизайнеру создавать проекты квартир и объектов благоустройства за считаные минуты. Это сокращает расходы и делает заказчиков по-настоящему довольными. «Дизайнер не умрет — он сможет более экспертно задать промты и сократить время на проработку дизайна и убрать проблемы недопонимания».
Александр Кондеев, заместитель генерального директора по развитию и цифровой трансформации «Оператор информационной системы», поделился опытом создания платформы с миллионами пользователей Госуслуги ДОМ (см. Рис3). Она объединяет жителей, упрощает голосование, оплату ЖКХ и формирует привычку к цифровому комфорту — прямо с порога дома. «Благодаря только одной галочке мы объединили людей в домах которые могут проголосовать за ту или иную проблему вместе, присоединившись к проблематике».
Представители ГБУ «Мосстройинформ» и Центра ИИ — Кирилл Пчелин и Елена Романова — представили кейсы по проектированию жилых комплексов, фасадов, работе с квартирографией и другим ИТ-инструментам градостроительства Москвы. Показали, как ИИ сократил в разы время на подготовку документации, обработку данных в градостроительстве. Также показан уникальный московский опыт внедрения ТИМ, ЦИМ и ИИ в градостроительной индустрии.
Сергей Беготкин, редактор AfterShock.News, поделился взглядом блогера и эксперта из крупных ИТ-корпораций: Москва и другие города России не отстают от мировых мегаполисов по цифровой трансформации, а иногда даже опережают их. В качестве примера Сергей привел комментарии подписчиков, связанных с комфортным проживанием городов.
Как технологии помогают управлять городами?
Николай Муравьев, заместитель генерального директора по работе с госсектором «ПолиАналитика», показал, как BI-системы и ситуационные центры помогают губернаторам и муниципальным ведомствам реагировать на жалобы и принимать решения на основе данных и аналитике в разных субъектах России.
Анна Никитченко, управляющий партнер O2Consulting, вице-президент АЛРИИ, представила обзор мировых трендов и индексов счастья, а также предложила новые KPI и метрики, которые могли бы использоваться на муниципальном и региональном уровне в России.
Денис Струков рассказал, как с помощью геоаналитики и рейтингов качества жизни можно управлять развитием территорий. Он поделился рейтингами, собранными «с полей» на основе городской инфраструктуры и данных о жителях, которые влияют на органы местного самоуправления, заставляя конкурировать глав муниципалитетов и делать город лучше.
Счастье жителей — это результат совместной работы государства, бизнеса, экспертов и самих горожан
От лица участников выразила благодарность Елена Звонарёва, советник Министра строительства и ЖКХ РФ: «Огромное спасибо за такой насыщенный и вдохновляющий круглый стол! Тема „Города счастливых жителей“ невероятно актуальна и близка каждому из нас, и прекрасно, что её раскрыли через призму технологий, которые уже сегодня меняют качество жизни в лучшую сторону. Особенно впечатлили практические кейсы — было видно, сколько достижений стоит за этими проектами».
Абсолютно все участники признали тот факт, что критически важно сегодня, чтобы жители городов как можно чаще чувствовали себя счастливыми. Для этого следует не только внедрять технологии, но и менять отношение к общим целям всем жителям нашей страны, к городу и друг другу с точки зрения не потребительства, а инвестиций в общее дело.
Одним из примеров таких проектов является сервис «Заступник», пилотный проект которого снизил в Омске на 30% количество преступлений в отношении детей за счет простого мобильного приложения и сети добровольцев, которые готовы прийти на помощь ребенку рядом. Это тот самый пример, когда объединение общих целей ведут к конкретному результату и счастливым родителям.
Быть счастливым — это большой труд. Это нужно осознать на всех уровнях: власти, бизнесу, обычным гражданам. Технологии, сервисы и ИИ в этом эффективно помогут. В комплексе, после осознаний общих целей, города станут «умными» с нашей помощью.
Источник: Пресс-служба РУССОФТ