14 августа 2008 г.

Компания Avaya провела исследование, в котором выявила причины спада производительности труда сотрудников на предприятиях малого бизнеса  и предложила пути исправления ситуации.

Исследование проводилось среди предприятий малого бизнеса в России, США, Великобритании, Италии и Франции.

Основной причиной спада, особенно в крупных городах, был назван стресс, связанный с транспортными проблемами. В качестве выхода из этой ситуации многие из респондентов рассматривают возможность частичного перехода на удаленную работу сотрудников (из дома).

В ходе исследования, которое проводилось с февраля по апрель 2008 г., было опрошено 277 компаний малого бизнеса (примерно по 55 на страну).

Респонденты представляли различные отрасли: финансы, недвижимость, розничные сети, складские компании, поставщики бизнес-услуг и пр. В опросе участвовали руководители среднего и высшего звена.

Среди основных причин потери производительности труда респонденты из всех стран-участниц опроса называют стресс — в России этот фактор отметили больше половины опрошенных (58%).

Во многом стресс связан со сложностями, которые испытывают сотрудники, ежедневно тратящие большое количество времени на дорогу до работы.

Так, подавляющее большинство россиян (95%) считает, что именно транспортные проблемы негативно влияют на работоспособность. Но, тем не менее, мало кто подсчитывал (до 30% респондентов в разных странах), во сколько это обходится работодателям.

Те предприятия российского малого бизнеса, которые считают убытки от спада производительности, указали, что потери ежегодно составляют от 119 тыс. до 476 тыс. руб. (у 56,3% опрошенных), а в отдельных случаях достигают 1,1 млн. рублей.

Почти 90% российских предприятий, которые не проводили таких подсчетов, были крайне удивлены тем, что компания теряет в среднем 47,6 тыс. руб. в год на работника.

Пробки и неудобное расположение офисов эконом-класса, в которых чаще всего размещаются малые предприятия, вынуждают сотрудников тратить более двух часов в день на дорогу. Как следствие — стресс, прогулы, смена работы…

8 из 10 участников опроса, представляющих российский малый бизнес, признают, что сотрудники предпочитают гибкий рабочий график увеличенной зарплате.

94% российских работодателей готовы дать сотрудникам возможность работать из дома, но в ограниченном объеме (1 день в неделю), и при наличии подходящих технологий для поддержания коммуникации.

75% респондентов допускают возможность полного перехода сотрудников на надомную работу, если придется столкнуться со значительными затратами на приобретение дополнительного офисного пространства или на переезд.

Одним из преимуществ надомной работы 16% респондентов в России (больше, чем в других странах) указали, что эта возможность улучшает экологическую обстановку в городах благодаря снижению количества автомобильных пробок.

Статистика также доказала, что удаленная работа сокращает количество больничных листов, Поскольку работникам, которые подхватили простуду, нет необходимости ехать в офис, они не могут стать источником инфекции для остальных коллег.

И, конечно, работа из дома — отличная возможность для людей с ограниченными физическими возможностями или больным с травмами, которым прописан постельный режим.

Благодаря современным коммуникационным решениям, предприятиям малого бизнеса теперь доступна возможность организовывать полноценные удаленные рабочие места для своих сотрудников, где бы они ни были — дома, в командировке, в региональном офисе.

Однако почти половина опрошенных компаний малого бизнеса России —за «осторожный» подход к приобретению специализированных решений для бизнес-коммуникаций.

Лишь 18% предприятий стремятся приобретать лучшие в своем классе решения, которые делают их бизнес более конкурентоспособным.

Не все категории сотрудников могут быть переведены на работу из дома. Но такие примеры есть, и за последние два года их стало гораздо больше.

Например, техническая поддержка. Или любая другая поддержка клиентов по телефону. Не обязательно заставлять ходить в офис тех, чья основная задача — общение с клиентами по телефону и внесение информации о разговоре в базу данных. Таких сотрудников можно собирать в офисе, например, только для проведения внутренних тренингов, повышения уровня знаний и т.д., но не обязательно для этого держать для каждого из них рабочее место.

Еще пример — операторы служб такси. Такси работают круглосуточно, операторы — посменно и, чаще всего, при небольшом объеме звонков, ночная смена работает из дома. Это не заметно для клиента и удобно для работодателя и сотрудника.

Также малые предприятия внедряют практику частичной работы из дома. Т.е. из пяти рабочих дней сотрудник должен быть в офисе не менее двух, а остальные три дня он может выполнять свои обязанности из дома.

Разумеется, в рабочее время он должен быть на связи — ответ по телефону на каждый звонок, постоянный доступ к электронной почте, доступность по офисному номеру. Но все это мелочи по сравнению с 2-х часовыми пробками и необходимостью рано вставать на работу.

Где бы ни находился удаленный сотрудник — дома, в аэропорту, в гостинице или в удаленном офисе, он должен быть обеспечен офисной связью.

Как правило, наиболее удобный способ организации удаленного рабочего места — это работа через Интернет. Сотрудник устанавливает на своем компьютере ПО, которое позволяет ему безопасно подключаться к IP-сети предприятия — VPN-соединение.

Помимо этого он устанавливает программный телефон (SoftPhone, или, в решениях Avaya для малых предприятий эта программа называется iPhone Manager Pro) и получает на своем компьютере полнофункциональный телефонный аппарат:

Программные приложения SoftPhone и iPhone Manager Pro позволяют пользователю отслеживать информацию о звонках (кто звонит, сделанные и пропущенные звонки), иметь под рукой полный справочник внутренних телефонов коллег и даже статус их занятости — свободен или занят номер коллеги, включен ли режим «не беспокоить».

Если соединение с Интернетом не настолько стабильно, чтобы можно было говорить по телефону, то программный телефон подключается к офисной сети (по защищенным каналам связи) и через него пользователь управляет домашним аппаратом.

Для удаленных представительств компаний, в которых работает до пяти  сотрудников, чаще всего используют возможность подключения IP-аппаратов к телефонной станции основного офиса компании.

Источник: Пресс-служба Avaya