29 августа 2008 г.
Завершил свою работу летний лагерь "Цифровая экология 2008", проводившийся с 10 по 20 августа 2008 г. на биостанции Нижегородского государственного университета им. Н.А.Лобачевского (д. Старая Пустынь Арзамасского р-на Нижегородской обл.). Лагерь был организован сотрудниками Медиалаборатории Нижегородского государственного педагогического университета при участии экспертов ЛИНЭКС и поддержке компании «Прожект Хармони Инк.». Это первое в России летнее мероприятие, реализованное в рамках так называемой Модели 1:1 – "1 ученик : 1 компьютер"*.В работе лагеря приняли участие 32 учащихся 5-7 классов нижегородских школ, являющихся экспериментальными площадками Медиалаборатории Нижегородского государственного педагогического университета. Задача специального отбора этих учеников по каким-либо критериям перед школами не ставилась, поскольку организаторам экспериментального лагеря было важно получить результаты, имеющие значение не только для элитарных учебных заведений, но и для всей системы образования. Каждый из школьников получил на время работы лагеря в постоянное пользование ноутбук XO, разработанный американской некоммерческой организацией One Laptop Per Child (OLPC) и предоставленный организаторам проекта голландским благотворительным фондом Making Miles for Millenium. Ноутбук OLPC XO (известный также как "ноутбук за сто долларов") был создан с целью решения проблемы "цифрового разрыва" в уровне владения Информационно-компьютерными технологиями между школьниками развитых и развивающихся стран. В течение последнего года это устройство начало использоваться в школах США, Латинской Америки и Азии.
Лагерь "Цифровая экология 2008" стал первой экспериментальной площадкой по использованию технологий OLPC в России. Важным для нынешних реалий российского образования моментом является то, что на ноутбуке XO установлена операционная система Линукс и используются только свободно распространяемые программные продукты. При этом выбор платформы не являлся определяющим для реализации программы лагеря и был обусловлен большей доступностью для организаторов именно этой платформы. Реализация образовательной модели "1 ученик : 1 компьютер" возможна на любой из доступных сегодня платформ бюджетных ультрапортативных компьютеров, наиболее известными из которых являются Asusu eee PC и Intel Classmate.
В течение десяти дней участники лагеря ходили в экологические походы в окрестностях Пустынских озер и осваивали современные цифровые технологии на занятиях по программированию в среде Scratch, конструированию роботов Lego NXT, использованию современных средств GPS навигации, инструментов графического и фотодизайна, астрономии и использованию сетевого сервиса mediawiki. За время работы лагеря его участники, несмотря на юный возраст научились работать с новыми информационными технологиями - ноутбуками XO, навигаторами, беспроводной локальной и mesh сетью, графическими программами и измерительными приборами. Важно и то, что все они продемонстрировали ответственное отношение к технике - за время работы лагеря не было ни одного случая повреждения оборудования. Очень удачной, на взгляд организаторов, оказалась и модель комбинированного образовательного пространства, в котором экспедиционная экологическая деятельность школьников была дополнена лабораторной работой по созданию цифровых коллекций объектов естественной среды.
Образовательные и технологические решения, апробированные в условиях лагеря могут быть использованы в качестве перспективной модели реформирования системы летних лагерей и дополнительного образования в России. Организаторы рассчитывают развивать и продвигать полученный опыт как в системе летнего оздоровительного отдыха, так и в учебно-воспитательный процесс среднего школьного образования.
C материалами работы летнего лагеря можно познакомиться на сайте mediawiki Нижегородского педагогического университета – http://www.nnspu.ru:8080/wiki/index.php/
За дополнительной информацией обращайтесь к координатору проекта Борису Ярмахову
yarmakhov@gmail.com
* В основе этого подхода лежат идеи выдающихся психологов Л.С.Выготского, Ж.Пиаже и С.Пейперта о том, что интеллектуальное развитие ребенка должно проходить в среде, максимально насыщенной современными инструментами мышления и под руководством взрослых, способных грамотно и креативно эти инструменты использовать. Такой подход, получивший название "конструкционистского" является принципиально новым по отношению к "инструкционистского", состоящему в натаскивании школьников на уже хорошо известные факты. Если в условиях школы в силу инерционности школьной среды осуществить такой переход в короткие сроки является проблематичным, то ситуация летнего лагеря обладает огромным потенциалом по созданию образовательного пространства в русле конструкционистской философии.
Об организаторах: Лагерь был организован сотрудниками Медиалаборатории Нижегородского государственного педагогического университета. Медиалаборатория, созданной весной 2008 года, является научно-образовательным подразделением университета, основной задачей которой является апробация современных информационно-компьютерных технологий в образовательной практике.
Источник: Пресс-служба ЛИНЭКС