8 октября 2008 г.
«Я полагаю, ситуация в экономике напрямую скажется на ИТ-бизнесе. Видимо, скоро все почувствуют на себе снижение затрат на ИТ. Значительная часть ИТ-компаний ориентирована на работу с крупными заказчиками, а они, я уверен, уже заложили экономию в бюджет ближайшего года. Госзаказчики также начнут экономить. Эта ситуация напрямую коснется компаний, занимающихся системной интеграцией, проектными поставками, ИТ-консалтингом. Ну и, опосредованно, дистрибьюторов.Далее — финансирование. Ситуация в банковской сфере уже привела к ужесточению кредитной политики и удорожанию кредитов. Требования к заемщикам возросли, кредиты стали труднодоступны, ставка резко увеличилась. Это ударит в первую очередь по дистрибьюторам, которые традиционно финансируются сейчас в ожидании крупных продаж осенне-зимнего сезона. Но это удар и по малому бизнесу — по реселлерам, а значит, опять-таки по дистрибьюторам, которым придется взять на себя поддержку канала. Вряд ли дистрибьюторы окажутся на это способны, их возможности брать дешевые кредиты тоже сейчас под вопросом. В эту же категорию можно отнести издержки, связанные с колебаниями курса рубля, — возможные курсовые разницы будут закладываться в себестоимость товара.
Легче будет компаниям, ориентированным на ретейл и на домашнего пользователя. Но и тут скажется негативное развитие ситуации с финансированием. Розничные сети, которым и так сейчас тяжело, потребуют от дистрибьюторов увеличения рассрочек и объема кредитных линий. Банки заморозят или сократят потребительское кредитование, и объемы продаж ретейла начнут падать. Под вопросом окажутся программы открытия новых точек продаж. Весь предновогодний сезон может выйти смазанным, а посленовогоднее падение продаж — более значительным, чем обычно.
Полагаю, нынешняя ситуация станет весьма болезненной для крупных сборщиков, тем более в условиях конкуренции со все дешевеющей продукцией азиатских производителей.
Словом, для всей отрасли результат ближайших нескольких кварталов будет зависеть от того, насколько бизнес каждой из компаний устойчив, а структура издержек — оптимальна.
Из положительных моментов: по-видимому, перестанут на какое-то время расти стоимость аренды, затраты на персонал, стоимость рекламы, транспорта и прочих издержек. Особенно оздоравливающей для отрасли может оказаться ситуация с зарплатами — их уровень губит бизнес. Но поскольку нынешний кризис проходит в довольно мягкой форме, то переоценивать уровень снижения оверхедов не стоит — он будет почти незаметным.
Возможно, ускорится процесс слияний и поглощений. На рынке могут появиться иные силы — мы видим это на примере сотового ретейла, который целиком, будучи отраслью с миллиардными оборотами, готовится исчезнуть: его поглотят операторы мобильной связи.
Главное, чтобы не начался кризис, сравнимый с 1998 г. Тут-то и наступит момент истины для всех. Если после 1998 г. все остались на рынке, "изрядно ощипанные, но не побежденные", то на этот раз выживут не все.
Что касается нашей компании — у нас есть и дистрибуция, и розница, и проектный бизнес. Мы имеем те же самые уязвимые точки, что и другие компании. Мы уже понесли потери, небольшие, и готовимся к новым, тоже, надеюсь, небольшим. В целом чувствуем себя вполне уверенно. Свои планы развития пока не корректировали».
Источник: CRN