18 февраля 2009 г.
Говорит Михаил Берман, директор департамента информационных технологий ОАО «Национальные кабельные сети».Кризис оказал негативное влияние на рынок ИТ: объем ИТ-услуг резко сократился. Кроме того, в настоящее время распространяется глобальная тенденция – потребители стремятся оптимизировать возможные расходы и уменьшают бюджеты на ИТ-услуги. В частности НКС, как одному из потребителей, также не удалось этого избежать.
Если же говорить о телекоммуникациях, то рынок интернет-услуг не показал оттока абонентов. Напротив, мы наблюдаем приток клиентов. Соответственно, и сокращения расходов на интернет не происходит. Что касается политики провайдеров, направленной на снижение цен, то она объясняется не кризисным дефицитом абонентов, а естественной конкуренцией.
Полагаю, что стагнация ИТ-рынка неизбежна. Более того, в ближайший год мы станем свидетелями серьезного падения рынка ИТ практически во всех отраслях. Но как будет развиваться ситуация в будущем и каковы пути выхода из застоя – дать ответы на эти вопросы сегодня, пожалуй, не возьмется никто.
ИТ-проекты относятся к инвестиционным проектам, они не живут сами по себе, т.к. сопровождают определенные бизнес-процессы: основные и поддерживающие. Исходя из названия видно, что отношение самого заказчика к этим проектам соответствующее. То есть, поддерживающие процессы, например, финансовые, «замораживаются» в первую очередь, а проекты, направленные на автоматизацию основных процессов, например, продаж, могут сокращаться, но не «замораживаются» целиком.
С точки зрения бизнеса может быть применен и такой подход: остаются те проекты, которые дают финансовую отдачу в короткий промежуток времени. Если отдача будет уже через год, то, при наличии у компании необходимых денежных средств, проект оставляют. Проекты, нацеленные на возврат инвестиций в долгосрочной перспективе, как правило, откладывают до лучших времен. Другое дело, что в ИТ-проектах возврат не всегда легко просчитать.
Для ИТ положительных последствий кризиса почти нет. Пожалуй, единственным позитивным моментом можно назвать «охлаждение» ситуации на рынке труда в этой отрасли. Дело в том, что хороших специалистов в ИТ очень мало. В связи с этим последние несколько лет рынок труда был сильно «перегрет»: наблюдался колоссальный дефицит специалистов в силу которого сотрудники получали завышенные, не соответствующие их квалификации, зарплаты. Теперь, когда кризис охватил сферу ИТ ситуация в корне меняется, и рынок «кандидата» превращается в рынок «работодателя».
Кому в кризисной ситуации проще «удержаться на плаву»: крупной компании или небольшой фирме? Однозначно ответить на вопрос непросто. С одной стороны, большие компании, с хорошим запасом прочности имеют преимущество – у них есть определенные резервы, позволяющие сгладить негативные последствия кризиса. С другой - обременение долговыми обязательствами и невозможность взять кредит ставит существование таких компаний под угрозу. Похожие процессы мы наблюдаем сейчас.
Мелкие компании, как правило, более гибкие. Они лучше приспосабливаются к меняющейся ситуации. Но в связи с тем, что специализация таких компаний достаточно узкая, а спрос на ИТ-услуги падает дифференцированно, сложно предугадать, на чей сектор придется падение спроса, а кто останется «на плаву».
Источник: CRN/RE