5 марта 2009 г.
Проект, в котором партнеры по той или иной причине не вполне доверяют друг другу, имеет немного шансов на успех. Об этом говорится в исследовании «Роль доверия в сотрудничестве компаний» (The Role of Trust in Business Collaboration), проведенном аналитическим отделом журнала «Экономист» по заказу Cisco.Разные ситуации требуют разных уровней доверия, но чем больше времени, денег, идей и интеллектуальной собственности организации вкладывают в совместный проект, тем более доверительные отношения должны между ними складываться в процессе совместной работы.
Между тем, по заключению авторов упомянутого исследования, «лишь немногие компании правильно оценивают значение и необходимость доверия».
В публикации утверждается, что критически важным фактором доверия (или его отсутствия) является технология. Исследователи пришли к принципиально важному выводу о том, что чем дальше в процессе совместной работы участники рабочих групп отходят от личных контактов, то тем меньше доверия они испытывают друг к другу: «Доверие, как и вероятность успешной реализации проекта, падает по мере роста виртуализации».
Одним из главных разрушителей добросердечных корпоративных отношений считается электронная почта. Вот что по этому поводу заявил один из участников исследования: «Получатель читает электронную почту, находясь в определенном настроении, и если в данный момент вы почему-либо не в духе, то вам начинает казаться, что и у автора полученного вами сообщения настроение неважное».
В результате, говорит респондент, «страсти накаляются, переписывающиеся все сильнее обижаются друг на друга и активно вовлекают в свою ссору коллег, ставя в копию все больше и больше сотрудников».
Подобное непонимание можно преодолеть с помощью четкого кодекса поведения или «почтового этикета». Тем не менее, эффективная групповая работа процветает лишь при множестве тесных личных контактов.
Здесь-то, однако, и таится ключевая проблема, поскольку сегодня совместная работа все чаще приобретает удаленный, транснациональный и даже межконтинентальный характер, охватывая не только разные отделы, но и разные организации.
Чтобы повысить уровень доверия в процессе удаленной совместной работы, надо не только не отказываться от технологии, а, наоборот, использовать ее еще шире.
Вот что пишет об этом журнал «Экономист»: «Возьмем, к примеру, TelePresence - живую динамичную среду, в которой удаленные собеседники общаются самым естественным образом, так, будто находятся за одним столом. Эта технология отлично сплачивает коллектив, выполняющий совместную работу».
Справедливость этого комментария подтверждаются результатами практических исследований: чем «реальнее» удаленное общение, тем выше уровень доверия между его участниками.
Cisco уже давно работает над тем, чтобы обеспечить поддержку тесного личного общения между людьми. Сегодня у компании есть целый ряд продуктов, сводящих к минимуму вероятность взаимного непонимания, которое периодически возникает при использовании других решений для удаленных коммуникаций.
К примеру, продукты Cisco для унифицированных коммуникаций специально разработаны, чтобы повышать уровень доверия в ходе переговоров с удаленными собеседниками. Эти решения придают виртуальным встречам максимально естественный характер, что, по данным исследования, повышает их эффективность.
Унифицированные коммуникации Cisco интегрируют функции передачи голоса, видео и веб-конференций и, предоставляя собеседникам разные способы общения, делают виртуальную встречу более разнообразной, напоминающей реальные переговоры за общим столом.
Еще один способ имитации реальной физической встречи в виртуальной среде дает решение Cisco WebEx, для которого требуются лишь хороший интернет-канал, персональный компьютер и веб-камера. Оба этих примера реабилитируют технологию в глазах компаний и организаций, помогая им увеличивать уровень доверия в распределенных рабочих группах.
Еще одно исследование журнала «Экономист», проведенное при спонсорской поддержке Cisco, получило название «Как организовать эффективную совместную работу» (Designing Effective Collaboration).
В ходе этого исследования противопоставлялись такие понятия, как high-stakes collaboration (широкая совместная работа) и casual collaboration или coordination (случайная, бессистемная совместная работа или просто «координация»).
При этом под «широкой совместной работой» понималась непрерывная серия взаимодействий, результат которой превосходил арифметическую сумму усилий каждого участника и создавал для партнеров новый источник дохода.
В свою очередь, «бессистемная координация» означала следование разработанным инструкциям для достижения заранее определенной цели. В результате выяснилось, что определенные факторы - например, компетентность - играют важную роль практически для любых форм делового взаимодействия, тогда как другие факторы оказались уникальными и применимыми лишь для успешной «широкой совместной работы».
К числу таких факторов относится все то, что выводит участников за рамки существующих условий и нацелено на достижение нового качественного результата, превышающего механическую сумму затраченных усилий.
Источник: Пресс-служба Cisco Systems