14 мая 2009 г.
В рамках исследований ФОМа постоянно проводится мониторинг мнений «продвинутых» групп населения, которые переживают кризис несколько иначе, чем другие. Одной из таких групп являются интернет пользователи, которые склонны более активно приспосабливаться к новым социально-экономическим условиям.Экономическая и кризисная тематика, несомненно, на первом месте в повестке дня. В целом среди большей части населения зафиксировано схожее и однозначное восприятие сложившейся ситуации: в стране экономические проблемы. Около 60% как среди месячной интернет-аудитории, так и среди тех, кто не пользуется Интернетом, называют это кризисом, еще 20% -спадом, около 10% - снижением темпов роста. Еще 10% затрудняются с ответом.
Однако при общем ощущении ситуации в экономике как кризисной между интернет- пользователями и теми, кто Интернетом не пользуется, существуют различия в оценке своего материального положения, а также в стратегиях адаптации к сложившейся ситуации. Интернет-пользователи более позитивно настроены как в оценках нынешнего положения, так и в прогнозах.
О том, что за последние два-три месяца материальное положение ухудшилось, говорят около 43% совершеннолетних интернет-пользователей, а среди непользователей - более половины, 53%. При этом пятая часть интернет-пользователей (21%) говорят о том, что в течение ближайшего года их благосостояние улучшится. Этот показатель в два раза больше, чем среди людей, не пользующихся Интернетом.
Разница между интернет-пользователями и непользователями отражается и в стратегиях адаптации к кризису.Среди месячной интернет-аудитории 40% придерживаются только активной адаптационной стратегии, еще 22% выбирают как активную, так и экономящую стратегию адаптации. Таким образом, среди интернет-пользователей общая доля людей, склонных к активным действиям, составляет около 62%, тогда как среди непользующихся Интернетом таковых всего 39%.
В тоже самое время среди непользующихся интернетом четверть (25%) относятся к группе «экономящих», а 23% - к группе «пассивных». Среди месячной интернет-аудитории таковых соответственно 10% и 17%.
На первый взгляд, то, что интернет-пользватели проявляют большую склонность к активным формам адаптации, легко объяснить тем, что в этой группе преобладает молодежь, которая априори активней старших поколений.
Однако если посмотреть на структуру групп с различным типом адаптации к кризису среди людей в возрасте от 25 до 35 лет, где разница в размерах группы интернет-пользователей и тех, кто Интернетом не пользуется, не такая существенная, как в других возрастных группах, станет очевидно, что это различие обусловлено не только молодостью «интернетчиков». К группе активных в этой возрастной когорте относятся 47%, тогда как среди непользующихся Интернетом - только 37%. В то же время среди последних 14% относятся к группе рассчитывающих на помощь, тогда как среди месячной интернет-аудитории таковых всего 8%.
Таким образом, полученные результаты показывают, что интернет-пользователи более позитивно оценивают свое нынешнее материальное положение и более оптимистичны в оценке своих материальных перспектив. Для них также характерны более активные адаптационные стратегии поведения в ситуации ухудшения материального благосостояния.
Источник: Пресс-служба ФОМа