8 июля 2009 г.

Большинство ИТ-компаний всегда с особым вниманием относились к заказчикам из числа госструктур, а для некоторых они уже давно стали основными клиентами. В нынешние непростые времена многие связывают свои надежды именно с бюджетным финансированием закупок и проектов. Естественно, это относится не только к ИТ-бизнесу – как подчеркнул на заседании президиума Госсовета президент Дмитрий Медведев, «в условиях кризиса существенным элементом экономики страны становится госзаказ».

Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) представила результаты «рейтинга прозрачности закупок» за 2008 г. При его составлении оценивались закупки, проводившиеся федеральными структурами, органами власти субъектов РФ, а также крупнейшими российскими компаниями, входящими в первую сотню лидеров по объему выручки. Конечно, в исследовании речь идет обо всех закупках, но, скорее всего, подобные тенденции прослеживаются и в плане размещения заказов на приобретение компьютерного оборудования и модернизацию ИТ-инфраструктуры.

По данным НАУЭТ, совокупный объем госзаказа в 2008 г. составил 4,2 трлн. руб., увеличившись на 18,3% по сравнению с предыдущим годом (в 2007 г. он вырос гораздо больше – на 54%). Из этой суммы 1,95 трлн. руб. было потрачено федеральными структурами, 1,3 трлн. руб. – региональными, 950 млрд. руб. – муниципальными заказчиками. Как отмечают в НАУЭТ, нередко закупочные цены существенно превышали среднерыночные. Общие потери государства от закупок по неоправданно высоким ценам эксперты оценивают в 360 млрд. руб., что на 4,8% больше, чем в 2007 г. (без учета инфляции). Вместе с тем соотношение объема потерь к совокупному объему госзакупок незначительно снизилось – с 8,9% (в 2007 г.) до 8,7%.

В прошлом году был расширен перечень продукции, закупки которой могут производиться только на аукционах. Это способствовало тому, что структура размещения государственного заказа существенно изменилась: на открытые аукционы (в том числе и электронные) в 2008 г. пришлось примерно 29,7% объема госзакупок (в 2007 г. – всего 2,2%), на открытые конкурсы – 30% (в 2007 г. – 65,4%), на запросы котировок и закупки у единственного поставщика – 40,3% (в 2007 г. – 32,5%).

При составлении рейтинга НАУЭТ оценивала его участников по 12 критериям (способы размещения заказа, уровень снижения цен в ходе торгов, число участвующих в них поставщиков и т.п.). В зависимости от набранных баллов каждому заказчику присваивался один из пяти уровней прозрачности: «гарантированная», «высокая», «средняя», «базовая», «низкая».

Всего в «рейтинге прозрачности 2008» оценивались 272 заказчика: 90 федеральных министерств и ведомств, 82 субъекта РФ и 100 крупнейших компаний (в том числе и с государственным участием). Из заказчиков федерального уровня ни один не получил высшую оценку «гарантированная прозрачность», 14 (15,6%) получили оценку «высокая прозрачность», 24 (26,7%) ─ «средняя», 28 (31,1%) ─ «базовая», 24 (26,7%) ─ «низкая». Лидером по количеству набранных баллов стала Госдума, а в числе аутсайдеров с «низкой прозрачностью» оказались МВД, ФТС, Минфин, ФСБ, Росинформтехнологии. Существенно ухудшились показатели реформированного Минкомсвязи – если по результатам «рейтинга 2007» Мининформсвязи было в лидерах среди федеральных заказчиков с «высокой прозрачностью», то в прошлом году по прозрачности закупок министерство опустилось сразу на несколько уровней и оказалось среди аутсайдеров.

Среди 82 субъектов РФ распределение по уровням прозрачности оказалось таково: «гарантированная прозрачность» ─ 3 региона (3,7%), «высокая» ─ 12 (14,6%), «средняя» ─ 34 (41,5%), «базовая» ─ 16 (19,5%), «низкая» ─ 17 (20,7%). Наивысший рейтинг получили Москва (третий год подряд), Владимирская область (во второй раз) и впервые – Алтайский край. Последние места в рейтинге занимают Ненецкий АО, Карелия, Ставропольский край и республика Марий-Эл. В целом региональные закупки оказались заметно «честнее» федеральных – по оценке НАУЭТ, в регионах потери от завышения цен составили 4,3% от общего объема закупок, а на федеральном уровне они достигли 10,7%. В категории «муниципальные заказчики» рейтинг не составлялся в связи с отсутствием в открытом доступе необходимой информации о закупках.

Из ста крупнейших заказчиков корпоративного сегмента «гарантированную прозрачность» проявили 4 компании («Газпромнефть», МТС, «Почта России», «Комстар-ОТС») «высокую» ─ 10, «среднюю» ─ 26, «базовую» ─ 15, «низкую» ─ 45. Как отмечают эксперты НАУЭТ, в корпоративном сегменте наилучшие показатели прозрачности наблюдались у телекоммуникационных компаний. Однако и здесь не обошлось без сюрпризов – так, «Связьинвест» занял «второе место с конца», но при этом его «дочки» («Уралсвязьинформ», «Ростелеком», «Центртелеком», «Волгателеком» и «Сибирьтелеком») попали в категорию «высокая прозрачность». Можно заметить, что сейчас корпоративные заказчики не обязаны соблюдать правила закона о госзакупках, но правительством одобрена концепция законопроекта, который распространит эти правила на естественные монополии.
В целом, по мнению экспертов НАУЭТ, во всех сегментах национального рынка закупок не отмечается отрицательной динамики – в прошлом году более двух третей участников рейтинга либо сохранили оценки, полученные в 2007 г., либо получили более высокие оценки. По словам председателя оргкомитета «Рейтинга прозрачности» Антона Никольского, «эти результаты свидетельствуют об улучшении закупочной практики большинства государственных и корпоративных заказчиков с точки зрения прозрачности конкурсных процедур».

В этом году стоит ожидать масштабного внедрения электронных аукционов в систему размещения госзаказов. «Это позволит сэкономить до 15% бюджетных средств от суммы, размещенной на торгах», – считает Антон Никольский. По его мнению, электронные аукционы создадут дополнительные стимулы для развития конкуренции на рынке госзакупок и повысят степень прозрачности отношений между заказчиками и поставщиками.

С 1 июля действует новый порядок проведения открытых аукционов в электронной форме. В частности, снимается планка, ограничивающая размещение заказов на сумму не более 1 млн. руб. Сами заказы будут размещаться на ограниченном количестве электронных площадок (пока решением правительства определены три пилотные площадки для апробации крупных электронных аукционов – в Москве, в Татарстане и в «Сбербанке»). По мнению председателя ФАС Игоря Артемьева, после того как электронные площадки выйдут на проектную мощность, ежегодная экономия бюджетных средств может достичь 1 трлн. руб.

Более пристальное внимание обращают на электронные торговые площадки и заказчики из корпоративного сегмента, ведь кризис заставляет их разумнее относиться к закупкам. Так, сообщается, что во II квартале в системе электронной торговли B2B-Center было проведено 1,89 тыс. торговых операций на общую сумму 18 млрд. руб. Это на 34% превышает объемы торгов за аналогичный период прошлого года (11,9 млрд. руб.) и на 38% превышает показатели первого квартала 2009 г. (11,2 млрд. рублей).

Не исключено, что вскоре в очередной раз серьезной корректировке подвергнется многострадальный закон о госзакупках (ФЗ-94). В одном из интервью председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин заявил, что за три года, прошедшие после его принятия, число участников торгов сократилось в среднем на 20%, зато в 4 раза выросло количество государственных и муниципальных контрактов с единственным исполнителем. Предложения по коррекции закона ФЗ-94 направлены им президенту. По мнению Сергея Степашина, следует централизовать систему мониторинга и аудита госзакупок. Кроме того, при размещении заказов на инновационное и технически сложное оборудование он предлагает использовать многоэтапные конкурсы: «Аукционная форма размещения заказов на такие виды продукции и услуг вообще должна быть исключена. Организаторов торгов следует наделить правом проверять соответствие участников торгов квалификационным требованиям».

Источник: Сергей Зарубин, CRN/RE