20 июля 2009 г.
Windows 7 вышла на финишную прямую: в конце июля должна выйти RTM (окончательная) версия системы, после чего начнется уже сугубо производственный этап изготовления физических продуктов.Официальное объявление ОС состоится 22 октября, и с этого момента она будет продаваться в виде коробок и в предустановленном варианте на ПК. Но уже с 1 сентября Windows 7 будет доступна по программе корпоративного лицензирования и даже немного раньше для подписчиков Software Assurance. Российская версия Windows 7 будет поступать на рынок по графику «первой волны» основных мировых релизов продукта.
Выход новой настольной ОС – это ключевое событие не только для Microsoft, но и для всей ИТ-отрасли, которая ждет его с особым чувством в период нынешних экономических проблем.
Среди новшеств Windows 7 два представляются наиболее значимыми, и даже – уникальными. Первое – это первая в истории ОС корпорации, менее требовательная к аппаратным ресурсам, чем предыдущая. Это утверждение Microsoft в целом подтверждается отзывами и независимых тестеров. Второе – возможно, это не единственный случай в истории, но все же впервые за многие последние годы Microsoft выпускает ОС с опережением первоначально объявленных планов (год назад говорилось о возможности появления системы лишь в 2010 г.).
Одно новшество относится к технологической сфере, другое – к производственно-маркетинговой. Но вполне возможно, что появление и той и другой имеет одну и ту же причинную основу.
В целом уже почти общепризнано: выпущенная в начале 2007 г. Windows Vista была воспринята рынком довольно прохладно. По-видимому, это объясняется двумя основными факторами: неудовлетворенностью клиентов потребительскими качествами продукта и заметно возросшей конкуренцией на рынке настольных ОС. Так или иначе, но еще в прошлом году (еще до кризиса) Microsoft впервые столкнулась с падением доходов от продаж Windows в годовом разрезе.
Отметим, что в комментариях по поводу продвижения Vista довольно часто встречаются негативные оценки успешности этой ОС. Однако с таким мнением трудно согласиться. Дело в том, что Vista – это не просто очередная версия Windows, а начало нового поколения OC Microsoft (примерно, как Windows 95 после Windows 3.1). Она характеризуется рядом принципиальных архитектурных новшеств, которые поначалу вроде бы создают сложности для работы пользователя, но при этом обеспечивают возможность будущего развития системы.
Можно сказать примерно так: Vista – это тактический ход в общей стратегической линии Microsoft. Тут можно привести такое сравнение: Windows Vista (как и Office 2007) – это первый эшелон атакующих войск, который проложит дорогу следующему эшелону наступающих – Windows 7 (и Office 2010). Соответственно, оценивать ее успешность нужно не на примере самого данного продукта, а в контекте всей линии Windows в долгосрочной перспективе.
Отметим тут еще такой момент: то, что Windows 7 (а по сути – это модернизированный вариант Vista), повысила производительность и снизила потребность в мощности ПК, говорит, возможно, о том, что в Vista изначально имелись хорошие резервы для будущей оптимизации, которые Microsoft решила приберечь на будущее, когда в этом будет реальная потребность.
И все же – что заставило Microsoft повысить эффективность Windows и ускорить сроки ее выпуска?
Одна из очевидных причин – все заметные проблемы с продвижением Vista, которые стали носить уже не тактический, а стратегический характер. К тому же долгосрочная перспектива – это, конечно, хорошо, но деньги нужно зарабатывать постоянно. Но 2008 г. стали наблюдаться заметные проблемы с динамикой продаж ее клиентских ОС (а это ключевое направление для всего бизнеса Редмонда): в двух календарных месяцах (1-м и 4-м, влияния кризиса еще не было) были отмечены небывалые ранее случаи: падение объемом продаж по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года.
При этом еще больше обострялась борьба в сфере персональных систем. ИТ-рынок неуклонно смещался в сторону более широкого использования онлайновых сервисов, что послужило основой для быстрого роста популярности сегмента нетбуков, мимо которого Vista просто «пролетала». Надо было спешить с выпуском нового варианта ОС, который мог бы помимо всего прочего занять свои позиции в области дешевых систем (Windows 7 может работать на нетбуках, вот когда пригодились резервы по ее оптимизации).
Но кроме проблемы борьбы с конкурентами есть и другой важный момент: грянувший год назад кризис и положение лидера на ИТ-рынке. Возможно, это звучит несколько пафосно, но статус лидера обязывает Редмонд думать не только о своем собственном бизнесе, но и о ситуации в отрасли в целом (стратегия корпорации базируется на идее расширения рынка в целом, а не в простом «отъедании» долей у конкурентов).
Хорошо известно: сегмент настольных систем (аппаратные средства, ПО, услуги) занимает ведущее положение на ИТ-рынке в целом по объемам продаж. И уже давно сложилось так, что жизненный цикл развития этого сегмента во многом определяется графиком выпуска Windows как доминирующей ОС. Так или иначе, но общепризнано, что появление каждой новой версии Windows дает мощный импульс развитию всего ИТ-рынка. Ведь по сути дела в партнерскую экосистему Microsoft в той или иной степени включена вся мировая ИТ-отрасль, в том числе – как это ни парадоксально – ее «заклятые» конкуренты.
Вообще говоря, исторический успех бизнеса Microsoft во многом базировался на ее традиционной модели широкого отраслевого партнерства с использованием принципа «зарабатывая сам, дай заработать и другим».
В этом плане весьма показателен выпуск Windows Vista. В течение двух лет она была объектом постоянной критики, в основном, по таким двум пунктам: резкое повышение требований к мощности аппаратуры и несовместимость со многими унаследованными приложениям. Но возмущались потребители, а ИТ-поставщики хранили молчание. И понятно почему.
Например, Microsoft много ругали за довольно быстрое прекращение поставок Windows XP (хотя полтора года после выхода более новой ОС – это не так мало), но если посмотреть внимательнее, то обнаружится, что, скорее всего, такой шаг был выгоден не столько Редмонду, сколько поставщикам аппаратных средств.
Примерно то же самое можно увидеть и в области прикладного ПО. Зачем понадобилось нарушать совместимость с приложениями для самой Microsoft – с точки зрения бизнеса корпорации не очень понятно (это только создавало препятствия для пользователей для перехода на ноую ОС, а собственные старые продукты Microsoft могли работать в Vista – их не нужно было обновлять). А вот для независимых разработчиков это был просто подарок судьбы, так как это позволило им обновить свои продукты, не заботясь о расширении его функционала – просто адаптировав под Vista.
Конечно, Microsoft – это не меценат для ИТ-отрасли. Она решает задачи своего стратегического развития. Но все же ускорение вывода Windows 7 на рынок, вполне вероятно, вызвано потребностями ИТ-отрасли в целом, которой нужно поскорее преодолеть кризисный спад.
Как раз тому, как выпуск Windows 7 повлияет на ИТ-отрасль, посвящен отчет IDC «The Economic Impact o f Mi crosoft ’s Windows 7», опубликованный в середине июля. В нем, в частности, говорится, что до конца 2010 г. во всем мире будет продано 177 млн. копий Windows 7. По оценкам экспертов IDC, к этому моменту число ИТ-специалистов, работа которых будет связана с продвижением, поддержкой Windows 7 и разработкой ПО для нее, составит более 7 млн. человек, причем почти 3 млн. из них – это сотрудники около 350 тысяч ИТ-компаний (1,2 млн. – поставщики аппаратных средства, около 280 тыс. – софтверных компаний и 1,5 млн. – сервисные предприятия и каналы поставок) и 4,2 млн. – работники ИТ-подразделений заказчиков.
В мире до начала 2011 г. будет продано продуктов и услуг, связанных с Windows 7, на сумму более 320 млрд. долл. По мнению IDC, таким образом, независимые ИТ-компании заработают 18,5 долл. на каждый 1 долл., полученный Microsoft от продажи Windows (получается, что сама корпорация заработает за 14 месяцев на этой ОС около 18 млрд. долл.). Этот «прибавочный продукт» будет состоять из таких частей: 10,21 долл. придется на поставщиков «железа», 4,43 долл. — на разработчиков ПО, 3,88 долл. заработают компании на услугах (в России прогнозируется примерно распределение: 18,8 долл. = 15,4 + 2,0 + 1,4 долл.).
И, наконец, в отчете IDC содержатся интересный прогноз по ИТ-рынку в 2010 г. в целом. Общий объем ИТ-поставок (продукты и услуги составят 1,450 трл. долл. (+3% по сравнению с 2009), в том числе:
• 311 млрд. долл. (+3%) – коробочное ПО;
• 570 млрд. долл. (+3%– аппаратные средства;
• 608 млрд. долл (+3%) – услуги;
• около 300 млн. (+7%) – поставки ПК;
По расчетам IDC получается, что примерно 30% увеличения общих поставок ИТ и более половины роста продаж ПК в 2009 году будут обеспечены именно за счет выпуска Windows 7 в октябре этого года.
Источник: Андрей Колесов