7 сентября 2009 г.

Анна Мещерякова, Президент Koodoo Technologies
Прошел год, как мы живем в кризисе. В связи с этим CRN/RE обратился к ведущим игрокам ИТ-рынка с просьбой поделиться своим взглядом на то, каким был для них этот кризисный год. Рассказывает Анна Мещерякова, Президент Koodoo Technologies.

CRN/RE: Что принципиально изменилось в вашей компании в связи с кризисом?

Анна Мещерякова: Работы стало больше. Всё, что было легко в 2008, сейчас уже требует большего внимания и сил. Кроме того, мы стали внимательнее к анализу внешней среды нашего бизнеса, научились прислушиваться к информационным сигналам, анализировать основные экономические индикаторы и соответственно корректировать собственные бизнес прогнозы. Ведь стоимость ошибки в прогнозе или неточности расчёта существенно возросла.

CRN/RE: Какие уроки вы извлекли из кризиса?

А.М.: У любой медали есть и обратная сторона. Находясь во внешней среде, ИТ-бизнес находится от нее в сильной зависимости. В период бурного экономического роста мы не придавали этому столь высокого значения, куда важнее было измерить и оценить собственные успехи и достижения. А теперь, когда медаль повернулась к нам обратной стороной, мы очень остро почувствовали эту зависимость, и первое время пытались «списать» на нее собственные просчеты. Кризис «очищает» микросреду бизнеса от необъективных факторов внешнего воздействия, позволяет руководителю и топ-менеджерам увидеть истинные возможности построенной системы.

CRN/RE: Все говорили, что кризис – это еще и возможности. Какими возможностями, возникшими в связи с кризисом, воспользовалась ваша компания?  

А.М.: Кризис не обошёл стороной и платные образовательные программы. Цены на них сильно упали.  Мы планируем воспользоваться  этой возможностью и расширить профессиональные образовательные программы для сотрудников. Новое время диктует нам новые стандарты компетенций персонала.
Отдел развития замечает повышенный интерес потенциальных партнёров к новым предложениям - все готовы к переменам.  

CRN/RE: Какие из проблем, возникших в связи с кризисом, оказались наиболее сложными для вашей компании? Как вы их решали?

А.М.: Очень трудно сбалансировать возрастающие риски неплатежей с лояльностью партнёров к поставщику. Пожалуй, это одна из сложнейших задач первого кризисного года.  Мы пошли по пути расширения штата профессиональных финансистов, которые взяли на себя оценку кредитных рисков и динамичный контроль над открытыми нами линиями товарных кредитов. Это позволило сохранить привлекательные условия платежа для большинства партнёров при минимальном уровне рисков.

CRN/RE: Как кризис повлиял на обороты вашей компании во второй половине 2008 г.? В первой половине 2009 г.?

А.М.:  План развития на 2008 г. был ориентирован на 100% увеличение оборота по сравнению с 2007 г. В результате резкого обвала рынка в 4 квартале мы смогли выполнить этот план  лишь на 55%. В начале 2009 г. динамика продолжила быть умеренно негативной, пик спада продаж - минус 30%  по отношению к маю 2008 г. - мы зафиксировали в мае этого года, после чего наметился обратный тренд на  постепенное увеличение спроса.

CRN/RE: От каких планов пришлось оказаться в связи с кризисом?

А.М.: Мы приостановили ряд проектов, связанных с выведением на рынок новых продуктов. На фоне общего падения спроса, покупательской способности граждан, борьба за деньги покупателя становится всё напряжённее. Даже лидеры рынка позволяют себе достаточно агрессивную ценовую политику в рознице, и свободного места для новых брендов просто не остаётся.  
CRN/RE: Какие прогнозы вы делали в начале кризиса в отношении российского ИТ-рынка? Оправдались ли они?

А.М.: Мы ориентировались на самые пессимистичные оценки, на основании них строили свои прогнозы и приводили в соответствие структуру компании и бюджеты. За год в отрасли произошли заметные изменения, но нужно отметить, что компании с высоким уровнем стратегического менеджмента и управления рисками сумели воспользоваться этим периодом в своих интересах, увеличив долю на рынке.

CRN/RE: Любые другие ваши мысли по поводу развития ИТ-рынка в кризис.

А.М.: Радует изменение отношения игроков рынка друг к другу. Неприятности сближают. Мы стали давать друг другу рекомендации и предостерегать от возможных рисков.

Источник: CRN/RE