8 сентября 2009 г.
Прошел год, как мы живем в кризисе. В связи с этим CRN/RE обратился к ведущим игрокам ИТ-рынка с просьбой поделиться своим взглядом на то, каким был для них этот кризисный год. Рассказывает Константин Шляхов, вице-президент группы компаний «Марвел» и генеральный менеджер «Марвел-Дистрибуция».CRN/RE: Что принципиально изменилось в вашей компании в связи с кризисом?
Константин Шляхов: Изменилась ситуация не в нашей компании - изменилась ситуация в мире, в стране и в ИТ-отрасли в целом! Компания должна была ГИБКО и БЫСТРО реагировать на эти изменения (эти два слова - ключевые!). Считаю, что нам это удалось. Когда рынок фактически сокращается В ДВА РАЗА (а «падение на 40-50%», о котором говорят аналитики, это и означает сокращение почти в два раза), естественно, невозможно работать «по-старому». Необходимо было быстро приводить в соответствие с новыми масштабами и реалиями бизнеса все: инфраструктуру, персонал, товарные запасы и т.д. И главное - в кризис основная проблема заключается в НЕОПРЕДЛЕННОСТИ: сложно планировать, необходимо существенно снизить «горизонт планирования» (мы в компании ушли от годовых планов - сейчас планируем максимум на квартал вперед), но при этом внимательно следить за тем, что происходит на рынке, и оперативно вносить коррективы.
CRN/RE: Какие уроки вы извлекли из кризиса?
К.Ш.: Про все уроки говорить еще рано, так как кризис, к сожалению, еще не закончился… Возможно, что главные уроки еще только предстоит усвоить . Тем не менее, некоторые «промежуточные итоги» уже можно обозначить. Основной «урок» - в том, что нужно было всем руководителям бизнеса хорошо делать «домашние задания» и «учить матчасть» (раз уж мы пользуемся «школьной» лексикой ): в том смысле, что не зря существуют в экономике некоторые финансовые показатели (соотношение собственных и заемных средств, соотношение прибыли компании и заемных средств), которым любой бизнес должен соответствовать.
В «тучные годы», когда рынок бурно рос и кредиты были легкодоступны, некоторые компании начали пренебрегать соблюдением этих правил, им казалось, что «вот еще немного займем денег, поработаем в минус, зато вырастем, а через год займы вернем и прибыль заработаем». Увы... Некоторых из таких компаний уже нет, другие находятся в весьма тяжелом положении. Еще один урок для нас, как дистрибьютора: важно не только самим сохранять финансовую «самодостаточность и независимость», но и жестче оценивать наших партнеров-дилеров (которых мы кредитуем). По этим же показателям кредитная политика существенно ужесточилась, причем выросли как требования к аккуратности соблюдения платежной дисциплины дилеров, так и требования к «обеспечению» кредитных линий для тех из них, к которым «имеются вопросы» по части дисциплины платежей.
CRN/RE: Все говорили, что кризис – это еще и возможности. Какими возможностями, возникшими в связи с кризисом, воспользовалась ваша компания?
К.Ш.: Во-первых, см. выше (про «кризис еще не закончился»), так что хорошая новость для нас заключается в том, что эти возможности нас еще и впереди ожидают . Поскольку нам удалось сохранить управляемость компании и избежать паники и «неадекватных действий» в любые моменты в прошедший непростой год (а видно уже, что из наших «коллег-конкурентов» это удавалось далеко не всем, и с разной степенью успешности), мы уже можем говорить о том, что за время кризиса сумели УВЕЛИЧИТЬ как количество вендоров, с которыми работаем (и есть еще ряд вендоров, переговоры с которыми находятся на завершающей стадии), так и количество дилеров. Причем со многими из этих компаний (и вендоров, и дилеров) мы активно пытались установить отношения и ранее, ДО кризиса, но именно с наступлением кризиса появилось ответное встречное движение с их стороны.
CRN/RE: Как кризис повлиял на обороты вашей компании во второй половине 2008 г.? В первой половине 2009 г.?
К.Ш.: Во второй половине 2008 г. наш рост замедлился с 44% роста в 3 квартале (по сравнению с аналогичным кварталом годом ранее) до 4% роста в 4. В первом полугодии 2009 г. спад составил 44% к аналогичному периоду 2008 г. (в долларовом измерении; в рублях за счет девальвации рубля падение, естественно, меньше).
CRN/RE: От каких планов пришлось оказаться в связи с кризисом?
К.Ш.: Не могу сказать, что мы от чего-то существенного отказались. Ну разве что от проекта по строительству собственного логистического комплекса. Впрочем, окончательного решения по этому проекту не было и до кризиса, а кризис лишь помог нам «принять верное решение».
CRN/RE: Какие прогнозы вы делали в начале кризиса в отношении российского ИТ-рынка? Оправдались ли они?
К.Ш.: В ноябре-декабре было много разных «круглых столов» и прогнозов/прогнозистов, а мой прогноз тогда был «никаких прогнозов» . В этом смысле могу сказать, что мой прогноз оправдался: то видение рынка и ситуации в целом, которое было у многих всего лишь полгода назад, СИЛЬНО изменилось и будет так же сильно меняться и далее.
Источник: CRN/RE