8 сентября 2009 г.
Свою точку зрения о ситуации на российском рынке САПР высказывает Евгений Родионов, ведущий продакт-менеджер по САПР компании PC-WARE Russia.В последние годы рынок САПР претерпел существенные изменения, проделав путь от систем 2D-проектирования, заменяющих кульман, карандаш и резинку, к системам 3D-проектирования, охватывающих уже не только моделирование и выпуск документации, но и задачи инженерных расчетов, анализа конструкций, изготовления и управления жизненным циклом состава изделия или проекта.
При этом все больше предприятий все большее количество предприятий отказывались от использования нелицензионного программного обеспечения, хотя процент нелегальных пользователей до сих пор очень и очень высок. Причин такого развития достаточно много, но здесь можно выделить основную – это значительный рост конкуренции во всех ее проявлениях - и на рынке предприятий-потребителей продукции САПР, и на самом рынке САПР.
При этом в денежном выражении рынок САПР показывал значительный рост, в среднем на 20-25% в год. Кроме того можно наблюдать тенденцию к проявлению значительного интереса к САПР со стороны предприятий СМБ. Такие показатели обеспечивались за счет
высоких мировых цен на нефть.
В России наиболее активно развивающейся отраслью экономики была сфера добычи, переработки и траснспортировки полезных ископаемых, которая как локомотив тянула за собой сферу строительства, металлургии, машиностроения и др., вследствие чего ведущие вендоры программного обеспечения отошли от идеи универсальных (платформенных) решений и сосредоточились на специализации и адаптации своих программных продуктов под конкретные отрасли промышленности.
Наибольшую активность в этом проявили такие разработчики ПО, как Autodesk и «Аскон». Так компания Autodesk за последние 5 лет вывела на рынок около десяти (!) программных продуктов для сферы промышленного и гражданского строительства, архитектуры и землеустроительства.
Что же касается машиностроительного рынка, то ввиду того, что исторически этот сегмент рынка САПР начал развиваться раньше остальных, и на многих предприятиях накопился большой объем информации, здесь наиболее востребованными оказались решения по управлению жизненным циклом составом изделия и акценты сместились от непосредственно CAD-систем в сторону решения технологических и производственных задач. В этом сегменте наибольшую активность проявили такие компании как Dassault Systemes, Аскон, Siemens PLM Software.
На сегодняшний день в мире существует 4 ведущие компании-производители систем САПР – это Autodesk, Dassault Systemes, Siemens PLM Software и Parametric Technology Corporation (PTC). В России к этой четверке присоединяется еще и «Аскон». Именно эти 5 компаний и контролируют весь основной рынок САПР. С учетом тенденций разработчиков к специaлизизации своих продуктов, нужно понимать, что ведущие САПР-компании вступают в конкурентную борьбу с узкоспециализированными игроками, уже давно обосновавшимися на таких рынках, как машиностроение, строительство и архитектура, визуализация и землеустроительство.
Так на рынке машиностроения нет ярковыраженного лидера, и можно говорить о том, что примерно по 25% контролируют «Аскон» и Dassault Systemes, около 20% - Autodesk и примерно 10% - Siemens PLM Software и PTC. Оставшиеся 10% занимают другие производители. При этом следует учитывать, что времена, когда системы 2D-проектирования от Autodesk были доминирующими, ушли в прошлое, а основные конкуренты, используя различные маркетинговые программы, активно переводят пользователей AutoCAD на свои системы для 3D-проектирования. В то же время, вкладывая значительные средства в развитие и продвижение системы Autodesk Inventor, компания Autodesk обеспечивает достойную конкуренцию своим оппонентам.
На рынке строительства и архитектуры России исторически были 2 явных лидера – Graphisoft (ArchiCAD) и Autodesk (AutoCAD), которые и контролировали до 80% рынка. Однако за последнее время Autodesk выпустил большое количество систем 3D для промышленного и гражданского строительства, и таким образом значительно расширился и укрепился на рынке, по некоторым данным, контролируя до 60% рынка. Следует отметить, что и другие разработчики САПР не сидят, сложа руки, и им также хотелось бы получить хороший кусок пирога на рынке строительства и архитектуры. Так, например, компания «Аскон» недавно выпустила недорогой и массовый продукт «Компас СПДС», который, по мнению разработчиков, должен будет вытеснить с рынка популярный в этой сфере AutoCAD.
Аналогичная ситуация складывается и на рынке визуализации, где Autodesk обеспечил себе комфортное преимущество, но, в основном, за счет удачных приобретений, как программ – Alias, так и компаний-разработчиков ПО - Skymatter, Opticore и NavisWorks.
Если рассматривать направление землеустроительства, то здесь ситуация неоднозначна, и можно говорить, что примерно одинаковые доли рынка занимают Autodesk, ESTI MAP и Credo. Но здесь также хорошие перспeктивы имеет компания Autodesk. Это обеспечивается как большим количеством пользователей AutoCAD, так и самими технологиями продуктов Autodesk MAP и Civil.
На сегодняшний день наиболее широкую партнерскую сеть на рынке России имеют Autodesk – около 100 и «Аскон» – около 65, и эти цифры год от года растут. Очевидно, заниматься этим направлением бизнеса компаниям-партнерам выгодно. Потому что, если бы оно не приносило дохода, то ни один здравомыслящий бизнесмен не начал бы продвижение продукции производителей, ведь ключевая функция партнеров – поиск новых клиентов, привлечение их к использованию продукции вендора и удержание и развитие потребностей клиентов в продукции вендора. Кроме этого в обязанности партнеров входит и оказание услуг, как по технической поддержке пользователей, так и по продвижению дополнительных услуг, например по обучению или настройке и адаптации систем под конкретные нужды предприятий.
Учитывая, что уровень пиратства в стране еще очень высок, наибольшую долю в бизнесе партнеров занимают продажи лицензий; в зависимости от вендора этот процент составляет 70-80%, соответственно, 20-30% приходятся на дополнительные услуги, связанные с программным обеспечением.
Появление платных услуг по технической поддержке от вендора, усложнение функционала программных продуктов, а также потребности пользователей в наиболее эффективном применении новых систем САПР, приводят к тому, что рынок услуг растет примерно на 10-15% в год и в ближайшие лет 5 опередит продажи новых лицензий. Картину с преобладанием услуг на продажами лицензий мы уже сейчас можем наблюдать в развитых европейских странах.
САПР является специфичным рынком, в котором требуются и знания передовых информационных технологий, и владение спецификой применения отдельных продуктов. Не секрет, что за последние 20 лет квалификация инженерно-технического персонала значительно упала. И для того, чтобы донести до пользователя все выгоды автоматизированного проектирования, необходимо «говорить на одном языке» не только с молодым поколением, но и с более «возрастным», представители которого имеют очень большой опыт инженерной деятельности, но мыслят на привычном для себя уровне 2D-проектирования.
Безусловно, объемы продаж продукции САПР во время кризиса сократились, и наибольшее падение ощутили производители широко распространенных универсальных систем, такие как Autodesk и «Аскон», где, по некоторым данным, падение составило 20-30%. В то же время решения более высокой ценовой категории не ощутили значительного сокращения продаж. В последние месяцы можно говорить о стабилизации уровня продаж, но в первую очередь - за счет крупных заказчиков и предприятий с государственной поддержкой.
Источник: CRN/RE