18 сентября 2009 г.
Аналитическая группа SmartMarketing публикует основные результаты исследования российского рынка WID и смартфонов за первое полугодие 2009 г.(1)По итогам периода общий объем продаж устройств WID и смартфонов на российском рынке, согласно оценкам (2) SmartMarketing составил 676000 штук (3) (с учетом устройств всех типов и категорий, включая смартфоны, коммуникаторы, КПК и мобильные Интернет-планшеты), при этом объем продаж собственно WID (коммуникаторы, КПК, Интернет-планшеты) составил 165000 штук (24,4%), на долю смартфонов пришлось 511000 штук (75,6%).
«Структура рынка после кризиса изменилась весьма ощутимо. Фактически, рынок был отброшен в развитии на два-три года назад. Продажи первого квартала у некоторых поставщиков снизились на едва ли не порядок, продажи новогоднего сезона фактически провалились, что привело к сильному затовариванию складов: как у дистрибуторов, так и в розничных сетях. Сказались и скачки курса доллара, и резкое сокращение покупательной способности, и «передел» сотовой розницы, и общие пессимистичные настроения как игроков рынка, так и рядовых покупателей. Все это привело в совокупности к резкому сокращению закупок и продаж. Однако во втором квартале наметилось оживление - отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу SmartMarketing, - И встряска, связанная с финансовыми коллизиями, совпала с началом перемен и в технологической конъюнктуре. Выход первых моделей на базе платформы Android в среднесрочной перспективе может сказаться на общей расстановке сил в этом секторе. Не менее важный фактор – резко возросшая активность ведущих брендов (в том числе, Nokia и Samsung, в конце периода - LG) в сегменте WID. Стоит отметить также нарастание влияния «рынка замещения», у широких масс покупателей устаревают аппараты, купленные два—три года назад, и они присматриваются к «умным» телефонам и WID».
В абсолютном выражении при сравнении с итогами I полугодия 2008 г. рынок показал падение примерно в два с половиной раза. Заметно больше пострадал сегмент WID, где имеется большое количество игроков, придерживающихся разнообразной технической и маркетинговой политики. Сектор смартфонов (традиционно более инертный и фактически зависящий от вектора развития единственного крупного игрока) пострадал меньше, в основном вследствие позиционирования в более низкие ценовые ниши.
В связи с изменением структуры рынка SmartMarketing приняла решение пересмотреть принципы сегментации рынка, разделив его на товарные группы «устройства класса WID» и «смартфоны». Это связано с существенными отличиями паттернов потребительского поведения, а также технологическими особенностями товаров. В сегмент WID вошли все устройства, имеющие крупный и/или сенсорный экран, а также алфавитную клавиатуру, в сегмент «смартфоны» включены устройства с не сенсорным экраном и цифровой клавиатурой (преимущественно это устройства на базе платформы Symbian, но также и с некоторые модели с Linux).
Квартальная динамика развития рынка в разрезе товарной структуры оставалась высокой. В сравнении с объемами продаж первого квартала, продажи во II квартале 2009 г внушают осторожный оптимизм. Говорить о восстановлении рынка преждевременно, но тенденция очевидна (объем продаж в I квартале 2009 г. был примерно в три с половиной раза меньше, чем во II квартале 2009 г.).
Платформная динамика менялась более существенно. В I квартале 2009 г. наметилась тенденция роста доли WID в сравнении со смартфонами (доля смартфонов составила 79,02% в I квартале и 73,82% во II квартале 2009 г., тогда как WID занимали 20,98% в I квартале и 26,18% во II квартале 2009 г.).
Такое положение, по мнению SmartMarketing, обусловлено не только локальными кризисными флуктуациями спроса, но и более глубокими системными тенденциями развития рынка. В частности, увеличением спроса на информационные услуги и интеллектуальные сервисы со стороны массового потребителя. Все это требует более крупных экранов и большей вычислительной мощности, что смартфоны не всегда могут обеспечить. Однако на перспективах развития сегмента, как уже отмечалось, существенно сказываются кризисные явления, ограничивающие позитивный трненд.
Десятка лидеров рынка WID по итогам первого полугодия 2009 г. (перечислены по убыванию долей):
1. Apple (27,03%)
2. Samsung (23,11%)
3. HTC (14,05%)
4. Nokia (8,27%)
5. GIGABYTE (6,49%)
6. RoverPC (4,31%)
7. ASUS (3,4%)
8. Mio (3,2%)
9. Acer/E-TEN (3,11%)
10. Sony Ericsson (1,75%)
Другие вендоры (5,28%)
Индексы рыночной концентрации в квартальном разрезе отражают расстановку сил на рынке. В среднем, за полгода индекс рыночной концентрации для сектора WID-устройств составил 0,240774, при этом, в I квартале его значение составляло 0,329 (что указывает на снижение активности основной массы игроков и рост доли отдельных поставщиков), во II квартале 2009 г. - 0,203, что позволяет сделать вывод о том, что игроки и рынок начали оправляться от кризисных потрясений, наращивая объемы продаж.
Несмотря на то, что iPhone занимает первое место по доле рынка среди устройств WID, легко видеть, что некоторые прогнозы о его безоговорочном превосходстве не оправдались. Также следует учесть, что большая часть продаж iPhone в первом полугодии 2009 года инспирирована действиями операторов и розничных сетей, активно пытавшихся распродать складские запасы iPhone 3G. Прежний безоговорочный лидер рынка – HTC - в течение всего 2008 года смещал свою продуктовую линейку в верхне-премиальный сегмент, что тоже сказалось на результатах продаж в кризисный период.
Высокая доля марки Samsung обусловлена как эффективной маркетинговой активностью вендора, так и отлаженным каналом продаж (вплоть до преференций в некоторых розничных сетях). Марка HTC к концу первого полугодия 2009 года несколько оправилась от провала продаж в IV квартале 2008 г. и I квартале 2009 г., что вызвано, во-первых, вводом новых моделей, во-вторых, естественной «очисткой» каналов сбыта от прошлогодних остатков. С нашей точки зрения, можно ожидать дальнейшего «выправления» ситуации для бренда во втором полугодии, хотя будет сохраняться довольно сильный прессинг со стороны других лидеров рынка (прежде всего, Samsung).
Из показательных тенденций следует также отметить резкое сокращение рыночной доли марки Acer, обусловленной наряду с кризисом, реорганизацией после покупки в прошлом году E-Ten Information Technologies – компания до сих пор не может «оправиться» от последствий сделки, вызвавшей кардинальное изменение всех аспектов бизнеса. В то же время, учитывая развитый модельный ряд WID, представленный в начале I полугодия 2009 г., Acer имеет шансы несколько усилить свои позиции к концу 2009 года. Довольно сильную «просадку» также продемонстрировал в первом полугодии 2009 года бренд ASUS (c 11,33% по итогам 2008 г.). Подобное снижение можно объяснить некоторой вторичностью WID как товарной группы в ассортименте вендора. Во второй половине года доля этой торговой марки, скорее всего, заметно не вырастет.
Также нельзя не указать на существенное улучшение позиций GIGABYTE, связанное с гибким изменением ценовой политики бренда (что особенно важно в текущей экономической ситуации), четким позиционированием устройств, а также со значительным усилением работы канала дистрибуции.
В целом же, динамика рынка WID и смартфонов положительна. Объемы продаж устройств постепенно растут. Из тенденций, определяющих развитие рынка в краткосрочной перспективе, следует отметить, прежде всего, появление в России первых устройств на базе платформы Android. Согласно предварительным оценкам аналитиков SmartMarketing доля устройств на базе этой ОС в III квартале 2009 г. (модели HTC Hero и Highscreen PP5420) составит порядка 1%, к концу года эта цифра может достигнуть 4-6% от общего объема рынка WID.
Доля платформы Windows Mobile может увеличиться в связи с анонсом Windows Mobile 6.5 и новых моделей устройств на базе этой ОС, а также массовым снижением цен на складские остатки моделей предыдущего поколения. Доля Symbian в сегменте WID, по оценкам SmartMarketing, будет испытывать негативный тренд, в связи с изменением потребительских предпочтения массового рынка и сложностями конкуренции WID устройств основного вендора Symbian – Nokia - с более мощными и функционально насыщенными WID-решениями на других платформах. Так, очередная попытка Nokia выйти в сегмент мощных устройств, с выпуском Nokia N97, оказалась не слишком удачной. Темпы роста рыночной доли iPhone также будут незначительными. Помимо исчезновения фактора «первичного спроса» на бренд, это также связано с заметным сворачиванием операторской маркетинговой активности по первой модели iPhone 3G, а также с задержкой появления следующей модели iPhone 3Gs на российском рынке.
1 По данным группы SmartMarketing для информации, доступной публично.
2 Исследование имеет статус аналитической справки, достоверность приводимых в ней данных составляет не выше 76%. Рынок встраиваемых автонавигаторов не отражается в данных оценок.
3 Абсолютные данные приводятся с округлением до 1 тыс. штук. Приводимые в данном пресс-релизе оценки выведены на основании данных, имеющихся в распоряжении SmartMarketing на момент публикации материала.
Группа SmartMarketing оставляет за собой право пересмотра и уточнения оценок при получении дополнительной информации.
Источник: www.smartmarketing.ru