18 сентября 2009 г.
Аналитическая группа SmartMarketing публикует основные результаты исследования рынка навигационных устройств (GPS-навигаторы всех типов, коммуникаторы, смартфоны и КПК со средствами GPS) за первое полугодие 2009 г. (1)По итогам периода общий объем продаж устройств, обеспечивающих навигационные функции, на российском рынке, согласно оценкам SmartMarketing (2) составил 306000 штук (3) с учетом устройств всех типов и категорий, включая смартфоны и коммуникаторы, оборудованные приемниками GPS. При этом, объем продаж классических GPS-автонавигаторов (PND-устройств) составил 109000 штук (35,6%), GPS-оборудованных WID (коммуникаторы, КПК, Интернет-планшеты) и GPS-смартфонов - 195000 штук (63,7%), прочих мобильных устройств с GPS-модулем (трекеров и т.п.) - около 2000 штук (менее 1%).
В абсолютном выражении при сравнении с итогами I полугодия 2008 г. рынок практически не изменился (падение - около 2%). Примечательно, что сегмент GPS-WID продемонстрировал падение (приблизительно на 15% по сравнению с итогами I полугодия 2008 г.), тогда как сегмент PND-навигации в I полугодии 2009 г. даже несколько вырос (примерно на треть).
«Рынок GPS-устройств в I полугодии 2009 г. развивался предсказуемо. Кризисные явления, снижение спроса, экономический прессинг – все это закономерно не привели к росту объема продаж. Тем не менее, к концу периода стали проявляться и отдельные позитивные тренды, - отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу SmartMarketing, - В целом, кризис существенно подстегнул развитие всех тех процессов, которые намечались на рынке в конце прошлого года, главным из которых следует считать продолжающуюся «демонополизацию» и рост конкуренции в секторе PND».
В представлении SmartMarketing рынок GPS-навигации делится на три основных сектора: классические автомобильные навигаторы (PND), традиционные GPS-устройства (ручные туристические и специальные навигаторы, Bluetooth-приемники и др.) и GPS-оборудованные устройства WID (коммуникаторы, Интернет-планшеты/КПК) и смартфоны - далее обобщенно называемые "GPS-WID".
В продуктовой структуре рынка GPS-навигации на долю GPS-WID в I полугодии 2009 г. пришлось 63,7%, автонавигаторов (PND) - 35,6%, традиционных GPS-устройств - порядка 1%. Квартальная динамика развития рынка в разрезе товарной структуры также оставалась высокой, что обусловлено оживлением рынка во II квартале 2009 г после существенного спада в I квартале 2009 г. (102200 устройств в I квартале 2009 г. и 203800 устройств во II квартале 2009 г.), рост практически в два раза в абсолютном выражении. На относительные показатели сегмента в целом позитивно повлиял рост объемов продаж в секторе GPS-WID. В I квартале 2009 г. эти устройства занимали 59,26% рынка, во II квартале 2009 г. - 65,25%, как следствие динамика роста PND незначительно снизилась и составила 39,90% в I квартале 2009 г. и 33,71% во II квартале 2009 г.
Десятка лидеров рынка PND по итогам первого полугодия 2009 г. (перечислены по убыванию долей):
1. Garmin (21,44%)
2. Explay (18,51%)
3. Mio (10,62%)
4. JJ-Connect (8,34%)
5. Prestigio (4,48%)
6. Nexx (3,5%)
7. Shturmann (2,97%)
8. Texet (2,81%)
9. TomTom (2,65%)
10. MAPITAN (2,43%)
Другие вендоры (22,25%)
Индексы рыночной концентрации в квартальном разрезе практически не менялись (некоторые флуктуации их значений вызваны естественными перестройками рынка в непростой экономической обстановке). В среднем, за полгода индекс рыночной концентрации для сектора GPS-устройств в целом составил 0,085903, для сегмента PND - 0,098096. Такие значения позволяют характеризовать ситуацию на рынке как конкурентную при значительном количестве активных игроков (по сути, на сегодня наибольший объем продаж приходится на позицию «Другие вендоры»).
Среди тенденций можно отметить выпадение из десятки марки Voxtel вследствие сворачивания компанией активности на рынке GPS. Стоит отметить, что 1 июля 2009, то есть, после окончания отчетного периода, было объявлено о слиянии бизнеса Voxtel с Explay.
Заметное ухудшение позиций Garmin вызвано не вполне адекватной кризисным условиям ценовой политикой, снижением объемов и низкой эффективностью проводимой маркетинговой активности марки. Самое большое падение рыночной доли – у Mio с потерей второго места в списке вендоров PND устройств. Такие результаты вызваны, прежде всего, глобальными проблемами компании (спад продаж и реструктуризация бизнеса в мировом масштабе), приведшими к проблемам во взаимодействии с каналом дистрибуции в России и заметному снижению маркетинговой активности. Резкий рост доли Explay (по сравнению с 2008 годом) связан с хорошей представленностью марки в некоторых крупных розничных каналах, а также агрессивной ценовой политикой.
Доля ГЛОНАСС-устройств сократилась до практически нулевой – единственному навигатору уже более 1,5 лет, ничего нового в этом сегменте рынка нет. Новые модели ожидаются только к концу 2009 года, но, так как проблемы выпуска конкурентных GPS-аналогам (по ТТХ и цене) ГЛОНАСС-приемников так и не решена, а новинки ГЛОНАСС готовят в основном компании, работающие на не коммерческом рынке, то ожидать какого-либо значимого спроса на указанные новые модели не приходится.
Десятка лидеров сегмента GPS-оборудованных WID по итогам первого полугодия 2009 г. (перечислены по убыванию долей):
1. Samsung (23,1%)
2. Apple (22,4%)
3. Nokia (16,9%)
4. HTC (11,5%)
5. GIGABYTE (5,5%)
6. Sony Ericsson (5,1%)
7. RoverPC (3,6%)
8. ASUS (2,9%)
9. Mio (2,7%)
10. Acer (2,6%)
Другие вендоры (3,7%)
Cледует заметить, что определяющая в достаточно сильной степени общую картину рынка динамика таких поставщиков как Samsung, Apple, Nokia и Sony Ericsson обусловлена, прежде всего, естественными процессами модернизации их модельных рядов - все больше новых моделей компании оснащаются модулем GPS-навигации. При этом, необходимо учитывать, что значительная часть покупателей устройств последних трех из названных выше брендов (Apple, Nokia и Sony Ericsson) не задействуют GPS-функции. Например, все Apple iPhone 3G оборудованы GPS-приемником. Как следствие, они формально входят в состав ниши GPS-WID. Однако очевидно, что iPhone весьма редко приобретается для использования в качестве навигатора. Хотя бы потому, что полноценные программные решения, позволяющие использовать Apple iPhone в качестве навигатора по России появились лишь к концу отчетного периода - летом 2009 г. То же и даже в большей степени, справедливо в отношении смартфонов Nokia и Sony Ericsson. В случае смартфонов работа с картами на ограниченном по площади, не сенсорном, экране, часто бывает затруднена. На навигационной активности пользователей также негативно сказывается ограниченное количество навигационного ПО и высокая стоимость трафика, когда речь идет о Web-сервисах, связанных с навигацией. Вопросы, связанные с изменениями типичных сценариев использования GPS-WID требуют отдельного изучения и рассматриваются в аналитической справке «Анализ потребительской мотивации и типичных сценариев использования».
Заметное снижение рыночной доли HTC, одного из ведущих (по итогам 2008 года) вендоров WID-GPS устройств вызвано общими проблемами сбыта продукции компании в новых кризисных условиях (см. аналитический отчет "Российский рынок WID и смартфонов за первое полугодие 2009 г.").
Из показательных тенденций стоит также отметить заметное сокращение рыночных долей брендов ASUS и Acer. В первом случае помимо естественных причин, связанных с кризисом, это вызвано также практически полным отсутствием какой-либо активности на рынке в ожидании перестройки GPS-WID бизнеса после заключения соглашения с Garmin.
В последнем случае это обусловлено наряду с кризисом, продолжающимися проблемами реорганизации бизнеса после покупки в прошлом году компании E-Ten. В то же время, учитывая развитый модельный ряд GPS-WID, представленный компанией Acer в начале I полугодия 2009 г., бренд имеет шанс несколько восстановить свои рыночные позиции во второй половине 2009 года.
Также нельзя не указать на весьма заметное укрепление доли GIGABYTE, связанное с заметным усилением дистрибуторской активности, маркетинговой поддержки бренда, а также существенным изменением ценовой политики на ряд моделей (что особенно важно в текущей экономической ситуации).
При сохранении текущих тенденций развития общий объем рынка за второе полугодие возможно сохранение темпов развития сегмента PND, которые он демонстрировал в 2008 г. Общий объем продаж в 2009 г. при отсутствии макроэкономических потрясений, по оценкам SmartMarketing, можно прогнозировать на уровне 300000-330000 устройств PND и 600000-800000 устройств GPS-WID. Объем продаж PND может снизиться в случае реализации ряда инициатив, связанных с налогообложением импорта GPS-навигаторов в целях поддержки российских разработчиков систем на базе ГЛОНАСС.
В части прогнозов развития рынка PND следует учитывать факт нарастания раздробленности рынка. Ожидается дальнейшее ослабление позиций большей части вендоров первой пятерки по причине кардинального изменения макроэкономической ситуации и усиления конкуренции со стороны некоторых брендов группы B, бизнес-модели которых лучше приспособлены к новым условиям и изменяющейся структуре каналов сбыта. Вследствие этого, рейтинг брендов PND по ожиданиям SmartMarketing может претерпеть заметные изменения, высока вероятность "вылета" из Топ-10 до половины присутствующих в нем игроков с появления в списке новых укрепляющихся брендов группы B, не имеющих по итогам первого полугодия заметной доли рынка.
В сегменте GPS-WID продолжит увеличиваться доля рынка игроков с наибольшей маркетинговой активностью, в частности, Apple, Samsung и Nokia (в двух последних случаях за счет продолжающегося расширения продуктовой линейки GPS-моделями). Можно ожидать дальнейшего снижения доли традиционных игроков рынка коммуникаторов вследствие проблем с каналами сбыта, снижения маркетинговой активности, отчасти – не всегда адекватной условиям кризиса ценовой политики.
1 По данным группы SmartMarketing для информации, доступной публично.
2 Исследование имеет статус аналитической справки, достоверность приводимых в ней данных составляет не выше 76%. Рынок встраиваемых автонавигаторов не отражается в данных оценок.
3 Абсолютные данные приводятся с округлением до 1 тыс. штук. Приводимые в данном пресс-релизе оценки выведены на основании данных, имеющихся в распоряжении SmartMarketing на момент публикации материала.
Группа SmartMarketing оставляет за собой право пересмотра и уточнения оценок при получении дополнительной информации.
Источник: www.smartmarketing.ru