29 октября 2009 г.

Увеличить
Увеличить
Реакция малых предприятий на кризис - жесткая оптимизация и самих себя (внутренней среды), и отношений с контрагентами (внешней средой).

Предприятиям, обследованным в текущем году Национальным институтом системным исследования проблем предпринимательства (НИСИПП) по заказу фонда «Либеральная миссия», было предложено отметить несколько важных мер, которые им приходится принимать, чтобы минимизировать негативное влияние финансово-экономического кризиса. Самая большая доля (45,9% опрошенных) заявила, что сокращает (или сократила) штат своих сотрудников. На втором месте – три группы предприятий, которые сократили издержки на приобретение ресурсов за счет пересмотра контрактов с поставщиками, сменили поставщиков или изменили закупаемые ресурсы (по 34,4% опрошенных). На третьем – те, кто сократил затраты на аренду помещений (32,8%).

После этого исследователи попросили респондентов отметить самую важную (одну) меру, которая предпринимается ими для снижения кризисного негатива (результаты см. в табличке ниже).

Сагрегировав полученные результаты, мы увидим, что наиболее важной мерой для адаптации к влиянию кризиса малый бизнес посчитал оптимизацию своих отношений с поставщиками (27,2%). На втором месте – группа малых предприятий, для кого главный инструмент выживания – сокращение расходов на персонал (19,2%). И только на третьем месте оказалась группа предприятий, кто основной мерой в условиях кризиса посчитал более активное рыночное поведение по продвижению своих товаров и услуг – интенсификация собственной маркетинговой и рекламной деятельности (13,7%).

Для справки:

В рамках проекта было проведено анкетирование 300 руководителей малых предприятий в 4 субъектах Российской Федерации: Москве (25,3%), Новгородской (24,7%), Томской (25,0%) и Ростовской (25,0%) областях. Опрос проводил в 2009 году АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» по заказу Научного Фонда теоретических и прикладных исследований «Либеральная миссия».

Источник: НИСИПП