20 ноября 2009 г.
Gartner Inc предупреждает, что компании, оказывающие финансовые услуги, в ближайшие два года могут совершить серьезные ошибки вне зависимости от того, пойдет экономика на поправку или нет.Эти ошибки следует исправить, в противном случае они будут мешать восстановлению бизнеса поставщиков финансовых услуг (financial-services provider, FSP). Те организации, которые будут готовы решать эти проблемы, окажутся в лучшем положении и смогут не просто пережить текущие трудности, но и успешно использовать будущие возможности.
«Это был бурный год для банков и поставщиков финансовых услуг, и некоторых всё еще ждет неровный путь в ближайшие два года - критический период, когда ведущие банки предпримут меры, чтобы перейти от рецессии к восстановлению и тем самым утвердить свое лидерство перед отстающими, - сказал Питер Редшо, вице-президент исследования Gartner. - ИТ-подразделения всеми силами борются, чтобы помочь своим организациям держаться на плаву, и надеются на то, что худшее уже позади. Это может быть так, но сейчас не время расслабляться».
В ходе конференции Gartner Symposium/ITxpo 2009, проходившей в Каннах со 2 по 5 ноября, Питер Редшо, Алистэр Ньютон, вице-президент исследования Gartner, и Юрген Вайс, главный аналитик исследования Gartner, остановились на текущих трудностях, которые привели к названным ошибкам стратегии, на открываемые ими возможности, и меры, которые нужно предпринять организациям финансовых услуг для успешного ведения бизнеса.
Некоторые финансовые организации справились с этими опасностями и готовы снова возродить свой бизнес, но большинство других пока стоят на пороге необходимых перемен. Более 50% банков в середине 2010 года всё еще будут заняты оптимизацией затрат, а не подготовкой планов и инвестиций для возрождения.
Gartner называет шесть главных ошибок стратегии, которые должны устранить организации финансовых услуг и их ИТ-подразделения, если хотят преодолеть трудности и успешно развивать свой бизнес:
1. Организационная негибкость и сопротивление переменам. Изменение структуры управления сверху донизу: руководители высшего звена ориентируются на процессы и заказчиков, а не продукты или подразделения. Gartner прогнозирует появление таких должностных позиций, как директор по платежам, или совершенствованию процессов, или взаимодействию с заказчиками. Это руководящие функции, ответственные на стратегическом уровне за то, чтобы увязать работу персонала с соответствующими процессами и системами в масштабе всей организации, а на более низком уровне, в повседневной операционной практике реализуемые с помощью пакетов управления бизнес-процессами (BPM).
2. Главенство контроля затрат, а не доходности. Многие финансовые организации слишком нацелены на контроль затрат, а не доход, так как акцент смещается на эффективность вместо результативности. «При всех огромных инвестициях в ИТ соотношение затраты/доход и большинство других показателей едва ли улучшились в Европе за последние десять лет, - сказал Редшо. - Отчасти проблема в том, что каждый раз, когда один процесс чётко выстроен и автоматизирован, тут же возникает новый продукт или новый канал, который должен получить поддержку ИТ. Улучшение структуры затрат в последние годы в основном было обеспечено снижением резервов на покрытие потерь по ссудам - не слишком хорошая стратегия на будущее. FSP должны базировать свои цели на прибыльности, а не только контроле затрат».
3. Тактика взамен стратегии. Многие FSP слишком нацелены на ближайшие задачи, не имея более широкой стратегии. Примером может быть акцент на высоком квартальном результате или отсутствии последовательной ИТ-стратегии. Банки не ведут тщательный анализ финансовой цепочки поставок и адекватного положения в ней их организации. Также они пренебрегают изменениями в управлении цепочкой поставок в сетях дистрибуции, таких как растущие «социальные сети» и участие массовых инвесторов. Финансовым организациям следует избегать двух крайностей: во-первых, не считать, что в период непредсказуемости стратегии бессмысленны, и остается только тактика и реагирование, и, во-вторых, считать, что неограниченная гибкость - это желаемое состояние.
4. Акцент «на себя» и пренебрежение целями клиентов. Доверие и надежность в традиционных финансовых организациях были значительно подорваны за время текущего кризиса. Некоторые из организаций воспринимаются как прямые причины нынешних бедствий - потеря денег, работы и т. п. - и могут стать объектами бойкота и даже саботажа. Но едва ли какая организация активно предлагает своим клиентам рекомендации, специально продуманные с учетом нынешней рецессии. Вместо этого они бросают почти все силы на внутренние инициативы, имеющие целью снизить затраты, повысить эффективность операций, подкрепить баланс и обеспечить соблюдение регулятивных требований. Внимание направлено вовнутрь, а не вовне, но финансовым организациям следует поставить во главу угла процессы для клиентов, а не свои собственные.
5. Риски руководят решениями. Управление рисками приобрело большую важность во многих банках и страховых компаниях как следствие финансового кризиса - можно назвать дополнительные стресс-тесты финансовых организаций или неформальные консультации в международном масштабе. Хотя шесть европейских нормативов, касающихся финансовых услуг, - в том числе «Требования к уровню собственных средств компании» (Capital Requirements Directive) и «Третья директива по борьбе с отмыванием денег» (Third Anti-Money-Laundering Directive) - не приносят какой-либо ценности для FSP, на их долю приходится 14,1% ИТ-расходов поставщиков финансовых услуг. «Финансовые организации не могут ждать указаний от регулирующих органов, и неведение не может служить оправданием для бездействия, - сказал Редшо. - Финансовые организации должны принять во внимание новые законы, когда они формулируют свои предложения, строят каналы продаж и услуг или принимают решение об организационных переменах, однако им не следует допускать ситуацию, когда риски руководят всеми решениями».
6. Недостаток инновации. Около трети финансовых организаций инвестируют в будущее экономическое возрождение, но далеко не все действительно нацелены на инновации. Исследование Gartner, проведенное в мае 2009 г. и охватившее 92 руководителей банков по всему миру, показало, что самые важные цели инновации это улучшение качества продуктов или услуг, расширение спектра предложений, замена продуктов и услуг, соблюдение регулятивных требований и удержание доли рынка. Однако лишь 30% FSP в Северной Америке, 53% в регионе APAC и 66% в Европе ввели у себя официальный процесс инновации.
«Финансовые организации должны выработать ориентированный вовне набор целей для ИТ и лучшие практики инноваций. Конечно, ИТ-стратегии и проекты должны учитывать риски, но они также должны быть новаторскими и смелыми», - сказал Редшо.
Что еще важнее, ИТ-подразделения финансовых организаций должны будут обеспечить поддержку новой операционной модели, предназначенной для работы в условиях низких темпов роста, малой маржи, большой изменчивости и строгих требований регулирующих органов.
Источник: Пресс-служба Gartner